Один чиновник как-то назвал рубль «валютой средней твердости». Как по мне, то наша национальная валюта больше похожа на кисель: любой чих на финансовом рынке или любое заявление политика даже средней руки — и вот оно, началось.
Призрак санкций
Стоило, например, иностранным журналюгам написать, что американские Минфин и Госдеп одобрили второй пакет мер за инцидент в Солсбери, как тут же рубль начал стремительно отступать. То есть хватило даже призрака санкций. А что будет, если обещания наказать Россию, ударив по банковскому сектору, станут реальностью?
Пока спасает высокая цена на нефть, но выглядит все это очень шатко. Тема рецессии в экономике с повестки дня не снята, а успех переговоров между Китаем и США легко может оказаться мнимым. А та же Венесуэла, из которой сейчас перестала поступать нефть, для нашей валюты легко станет негативным фактором. Ведь любой конфликт в этой стране может быть истолкован нашими «заокеанскими партнерами» против нас.
Для инвесторов сейчас главная угроза исходит из солнечной Анкары. Заявления турецкого лидера Эрдогана, раскритиковавшего США из-за позиции по поводу Голанских высот, вызвали массовую распродажу акций и облигаций и резкое падение курса лиры в конце марта. Начавшиеся выборы в стране и победа оппозиции в крупных городах не добавили стабильности: обвал турецкой лиры продолжается.
Все это влияет и на другие развивающиеся страны. Ведь инвесторы зачастую не вкладывают деньги в какую-то одну страну, а несут деньги в фонды, которые инвестируют «скопом» в конкретный индекс. И проблемы в одной части света автоматически вызывают бегство капитала со всех развивающихся рынков. Сейчас именно это и происходит. Только из России в марте иностранцы вывели 370 млн долларов. Все это не может не оказывать влияния на курс валюты.
Рубль стал разменной монетой
А что же наши власти —правительство и ЦБ? Лично у меня иногда складывается впечатление, что для них рубль давно стал разменной монетой. Мол, нужно помочь нефтяникам,восполнить потери от продажи бензина внутри страны, давайте напечатаем 190 млрд рублей. Такую сумму озвучило одно солидное деловое издание со ссылкой на совещание у главы правительства. Как это скажется на росте цен в стране и курсе рубля, думаю, пояснять не надо. Зато нефтяники станут богаче, а Фонд национального благосостояния не пострадает. Такой вот отечественный финансовый фетиш, который растят ускоренными темпами. Не факт, что после того, как ФНБ достигнет 7% от ВВП, не появится новый фонд развития.
Означает ли это, что всем стоит срочно бежать и снимать вклады, чтобы перевести их в доллары и евро? Отнюдь. В случае масштабного кризиса валюта не станет спасением, а, напротив, может оказаться обузой. Я не про принудительную конвертацию (хотя ее нельзя исключать полностью), а больше про спекулятивный курс, который любят выставлять в обменниках наши банки в моменты паники, и про разгон цен. В итоге, если у вас на счете 50—100 тыс. рублей, то, превратив их валюту, можно легко потерять весь эффект, полученный за счет роста курсов. Лучше не высовываться, а тратить. По мере возможности пополнять счет. Но, конечно, не стоит терять бдительность, какой бы с виду крепкой и стабильной ни казалась наша валюта. Тем более во времена, когда рубль снова оказывается в очередной полосе неудач.
Альберт Кошкаров, инвестиционный обозреватель Банки.ру