Найти тему

Как фелонь XVI века поведала трагическую историю князей Нагаевых-Ромодановских

Фелонь. 1595/96 г. Из фондов музея-заповедника "Александровская слобода". Экспонируется на выставке "Искусство сохранять".
Фелонь. 1595/96 г. Из фондов музея-заповедника "Александровская слобода". Экспонируется на выставке "Искусство сохранять".

По мнению известного медиевиста Б.Н. Морозова, фелонь XVI века, экспонируемая сейчас на выставке «Искусство сохранять» «представляет значительный научный интерес, не только как редкое произведение древнерусского изобразительного искусства Годуновского времени, но и как … источник по истории одного из известных русских княжеских родов, пострадавших в предыдущую эпоху царствования Ивана Грозного».

Кроме искусно вышитой сцены с изображением Евхаристии, ее оплечье содержит надпись с датой 1596 год и именем вкладчицы – Евфимии. Какое-то время считалось, что Евфимия принадлежит к роду Нагих, из которого происходит последняя жена Ивана Грозного - Мария Нагая (мать царевича Дмитрия Угличского).

Однако историки Г.Н Бочаров и В.П. Выголов, авторы книги «Александровская слобода», в комментарии к тексту вышитой записи, указывают, что княгиня Евфимия была женой князя Афанасия Андреевича Нагаева, происходящего из рода Стародубских князей и упоминающегося в завещании Ивана Грозного 1572 г.

Частью фелони является вышитая пелена с изображением причастия. Композиционно оно разбито небольшим клеймом, воспроизводящим Троицу с двумя склоненными фигурами, сопровожденными подписями – Сергий (Радонежский) и Никон (его ученик). Исходя из этого, можно сделать вывод, что произведение предназначалось для вклада в Троице-Сергиев монастырь. Но при этом фелонь поступила в Александровский музей из Стефано-Махрищского монастыря.

Пелена со сценой Евхаристии.
Пелена со сценой Евхаристии.

Несмотря на утраты частей у отдельных букв, надпись на шитье читается достаточно точно.

Лета ЗРД    при  державе гсдря цря   и  велико
Лета ЗРД при державе гсдря цря и велико
го кнзiя Феодора Ивановича
го кнзiя Феодора Ивановича
всеа Русiи и при его цар(и)це
всеа Русiи и при его цар(и)це
в(е)л(и)кой кн(я)г(и)не Ирине князь
в(е)л(и)кой кн(я)г(и)не Ирине князь
Афонасьевска Анъдрееви
Афонасьевска Анъдрееви
ча Нагаева кнгни Еуфимiа
ча Нагаева кнгни Еуфимiа

История фелони – уникального памятника древнерусского искусства - тесно связана с судьбой князей Нагаевых-Ромодановских. Их род ведет свое начало от Ивана, сына Всеволода Большое Гнездо и внука Юрия Долгорукого. Их фамильным уделом изначально было Стародубское княжество. Постепенно оно распалось, а потомки его владельцев влились в состав верхушки московских служилых людей под разными фамилиями, включая Нагаевы-Ромодановские.

Андрей Васильевич Нагаев (отец упомянутого в надписи на пелене князя Афанасия Андреевича Нагаева) записан в Тысячную книгу «лутчих слуг» Ивана Грозного 1550 г., как сын боярский II статьи по Стародубу. Но вскоре он скончался. В.Д. Назаров предположил, что он погиб во время похода русской армии под Казань в период строительства Свияжской крепости в августе 1551 г.

Вотчина князя Афанасия Андреевича Нагаева упоминается в Духовной грамоте (проекте завещания) Ивана Грозного 1572 г. вместе с другими конфискованными владениями разных стародубских князей: «да село Татарово, да село Никольское, что было князь Афонасья Нагаева». Эти земли были завещаны царем сыну - царевичу Ивану Ивановичу.

В 1571 году вдова князя Афанасия Андревича Нагаева передала село Татарово на «помин душ» в Троице-Сергиев монастырь. Перед этим после гибели мужа и смерти детей (вероятнее всего, от чумы) она постриглась под именем старицы Евфимии («Еуфимия»).

Точное место пострижения княгини неизвестно. Но достоверность ее вклада пелены в родовой Троице-Сергиев монастырь, спустя 25 лет монашеской жизни, установлен.

А как же она попала в Стефано-Махрищский монастырь? Разоренный в Смутное время, он был приписан к обители Св. Сергия и от него должен был получать предметы церковного обихода.

Из рода князей Нагаевых-Ромодановских в живых не осталось никого. Но историческую память о них удивительным образом несет фелонь, бережно сохраняемая в фондах «Александровской слободы». Ее можно увидеть на выставке «Искусство сохранять», третьей в цикле «Шедевры музейного собрания». В год столетия музей-заповедник выставляет свои самые яркие и значимые исторические предметы. Выставка работает по 30 июня.