«Ребят, у Марины есть классная идея, Вика подробно напишет», — с этой фразы для нас с Аней Богатиковой началась эпопея под названием «С утра до вечера по-петербургски».
А мы-то просто хотели сходить в Музей советских игровых автоматов на лекцию о том, в какие игры играли дети в СССР! Лекция, кстати, была отличная, но совсем не о том.
PR-менеджер музея Вика Котлова действительно написала и спросила, знаем ли мы старую настольную игру «С утра до вечера». Мы, конечно, не знали. Стали гуглить.
Сначала посмотрели версию 60-х. Она не впечатлила: очень нравоучительная, скучноватая, много нелогичных мест.
Эта версия игры самая популярная. Но оказалось, что это не оригинал, а ремейк. Оригинал игры вышел в январском номере «Мурзилки» за 1944 год.
Авторы игры — Рина Зеленая и Наталья Кончаловская. Наталья Кончаловская — жена Сергея Михалкова, мама Никиты и Андрея, тоже детская писательница, ну а Рина Зеленая в представлении не нуждается!
Время еще военное, поэтому в игре нет никакого сюсюканья. Всё просто и ясно: если ты хороший ребенок, ты идешь вперед, если плохой — стоишь думаешь о своем поведении или идешь назад. Ситуации, в которые попадают герои, тоже суровые: нужно, например, отнести в милицию найденный кошелек.
Идея Марины Кутеповой, научного сотрудника музея, была в том, чтобы по мотивам этой советской игры сделать новую настолку, о Петербурге и его обитателях. И чтобы там обязательно оказались Эрмитаж, ЗСД, стадион, сальса на Стрелке Васильевского острова, мосты, дворы, парадные, полуденный выстрел и много чего еще знаменитого петербургского.
Идея прекрасная, но как все это связать друг с другом? Мы решили показать один выходной день из жизни петербуржца: с полудня и до следующего утра. Сразу поняли, что не будем буквально повторять ситуации оригинала, а возьмем общее настроение и постараемся сохранить расположение ходов.
Сначала мы нарисовали схему игры и обозначали на ней все ситуации, в которые попадают наши герои.
Истории несколько раз менялись, поэтому пригодились ножницы и клей.
После того как доделали все точки, мы сели играть. Тест на коте прошел на отлично.
Потом пришло время текстов. С ними с самого начала было непонятно. Думали про стишки-пирожки, думали про прозаические подписи, но в итоге всё равно вернулись к оригинальному варианту: короткие стихи, которые одновременно служат и объяснением правил. Кто именно будет сочинять двустишия — в общем, тоже очевидно:) Избавились от нравоучительности — нашему фланёру она совсем ни к чему.
Стихи на схему игры уже не помещались — пришлось задействовать стикеры.
После стикеров настало время эскизов. Так появилась еще одна карта: здесь есть первые эскизы элементов и стихи. От старой игры в сетку попали три элемента: метро, высотка (разумеется, не московская) и кружочек финиша. Всё остальное менялось несколько раз в процессе отрисовки.
Начинаем рисовать чистовики!
Решили, что абсолютно все элементы игры должны быть нарисованы от руки на бумаге, потом сканироваться и собираться на один макет в фотошопе. Самым утомительным оказалось выписать 70 ровных кружков с цифрами. Спасибо, помогла монетка — советские 15 копеек (между прочим, символ музея).
Собирать карту целиком было с самого начала сложно: сперва ты не понимаешь, что и где должно стоять, а потом не знаешь, как это туда поместить.
Но постепенно карта заполнилась. Немного жаль, что туда не попала ещё одна задумка. Две клеточки должны были превращаться в бесконечный цикл: одна ведет на шаг вперед, а другая — на шаг назад. И они, конечно, изображали бы Думскую.
Мы так и не придумали, как из этого цикла выйти, и Думскую пришлось выкинуть.
Но, как ни странно, мы почти ни от чего не отказывались в процессе. Нам казалось, что будут вещи, которые никак не уместятся в один день праздного гуляки-пешехода: например, ЗСД или сальса. Но нет, всему этому нашлось место. А финская виза стала чуть ли не главной фишкой игры.
Видимо, есть вещи, без которых действительно сложно представить настоящего петербуржца! К слову, вспомнилось исследование, которое Аня делала в университете о том, что делает приезжих петербуржцами. Открытый шенген был там на втором месте.
Долго не могли придумать, что делать со стрелками. Распечатывать поле и рисовать поверх? Делать какие-то типовые стрелки, а потом их распечатывать? Попробовали рисовать в фотошопе, но от руки.
Ничего хорошего не получилось, мы расстроились и легли спать. В два часа ночи нас разбудил кот. Он же заодно и напомнил, что можно рисовать в фотошопе кривыми безье. В итоге стрелки были готовы за час и даже не пришлось вылезать из кровати.
В последнюю очередь придумывалась обложка. Вариант с зеленоглазым такси был выбран единогласно.
Приближался Новый год, и где-то в параллельной вселенной тоже кипела работа. Марина с Викой договаривались с типографиями, покупали фишки и кубики и очень ждали финальный макет.
Всего от первых разговоров и намёков, что есть интересная идея и было бы здорово сделать эту штуку, прошло полтора месяца.
А сегодня наша игра продается в петербургском Музее советских игровых автоматов вот в такой симпатичной упаковке-тубусе.
Давайте играть как петербуржцы!