Найти тему
Смарт Бонапарт

11 советов "Как правильно выбрать разработчика сайта, и не потерять деньги"

Оглавление

Доброго времени суток, Дорогой читатель. Сегодня я расскажу о том как правильно выбрать разработчика сайта, на что нужно обращать внимание, и как избежать лишних трат на бесконечных правках.

В сфере интернет-маркетинга я работаю с 2011 года. За это время у меня накопился огромный опыт которым я хочу поделиться с Вами.

С чего нужно начать поиск разработчика?

Для начала определитесь зачем вам нужен сайт

На этом этапе чаще всего допускаются ошибки, и как следствие вся дальнейшая работа может пойти "коту под хвост". Есть 3 основные цели для которых разрабатывается сайт:

1.Привлечение новых клиентов и увеличение продаж.

2.Повышение имиджа и общественного доверия.

3.Сайт нужен по законодательству(например образовательным и медицинским учреждениям).

Как правило все эти 3 цели переплетаются между собой. Но между ними нужно правильно расставить приоритеты. Иногда компании разрабатывают несколько сайтов- один для продаж, другой для имиджа.

Очень часто люди не умеют разграничивать и различать эти понятия.

Пример: приходит заказчик, который занимается продажей входных дверей, и у нас выстраивается интересный диалог:

Спрашиваю у него :"Для чего вам нужен сайт? Для увеличение продаж?"

На что получаю интересный ответ: "Продавать через сайт я ни чего не буду, просто информационный".

Опять выпытываю: "Т.е вы хотите, что бы люди заходили на ваш сайт и просто читали про входные двери? Вам не нужно что бы они звонили вам, делали заказ на сайте, или записывались на замер?"

"Как это не нужно?! Конечно нужно!" - отвечает заказчик , с легкой ноткой возмущения.

Получается человеку нужен был сайт для увеличения продаж, и если бы мы не выяснили это, то и тип сайта для его целей он бы выбрал не правильно. Часто люди делают сайт-визитку, хотя им нужен интернет-магазин. Или делают громоздкий корпоративный сайт, хотя им стоило сделать легкий landing-page(посадочную страницу). Про типы сайтов и их ценообразование я напишу позже, в другой статье.

По этому в первую очередь нужно правильно определить цель - для чего я создаю сайт? Какие проблемы в моем бизнесе он должен решить?

К кому обратиться за разработкой? В веб-студию? Фриланс? К сыну подруги/другу, он там в компьютерах разбирается вроде?

-2

Сразу скажу, что бы у вас получился качественный сайт во главе всего процесса должны стоять грамотные интернет-маркетолог(тот кто знает как продавать в интернете) и проектировщик. Ни один дизайнер или программист не заставит ваш сайт продавать, так как у них другие профессиональные навыки. Очень редко встречаются люди-оркестры, которые одинаково хорошо разбираются во всех аспектах веб-разработки.

Исходя из этого про студента - сына подруги можно забыть, ни чего путнего он вам не сделает. Остается веб-студи и фриланс.

На фрилансе очень много качественных исполнителей - и дизайнеров, и программистов и других специалистов. Но еще больше мошенников, новичков, посредников(перекупов) и прочей нечести. С фрилансом можно работать , если у вас уже есть готовый прототип - чертеж сайта, который вам сделали проектировщик и маркетолог. С фрилансом можно работать, если вы готовы на уровне специалиста проверить верстку, программирование и дизайн. Чуть позже я поделюсь инструкцией, как работать с фрилансом, но и она не убережет вас на 100% от всех невзгод этого самозанятого рынка труда.

Выходит, что самый надежный способ это обратиться в квалифицированную команду разработчиков - веб студию, интернет агентство, digital agancy - как только они себя не величают, суть одна.

Но и тут нужно быть настороже!

Как правильно выбрать веб-студию?

-3

Веб-студия веб-студии рознь. Одни делают сайты за 5000р , другие за 50 000р, а кто-то и за 5 000 000р(привет, Лебедев и Ко из топ - 100)

Честно скажу - более менее нормальные сайты начинаются от 30 000р.

Есть конечно исключения - мой первый клиент заказал у меня сайт за 15 000р, и он окупил его с лихвой в первую же неделю на 6 значную сумму, но честно- мне повезло, да и уровень конкуренции в 2011 году был значительно ниже-качество сайтов оставляло желать лучшего, а про продающие тексты, маркетинговые триггеры, квизы и онлайн-калькуляторы почти ни кто не слышал.

Бывает когда сайт и за 5000р-10000р будет приносить прибыль при грамотном продвижении, но это только в том случае, если у вас "ну уж очень узкая" и почти бесконкурентная ниша. Как пример знакомый занимается производством ПС зажимов для ЛЭП. Конкуренция очень маленькая, ниша очень узкая и специфичная. Он сделал сайт за 9000р и у него как говорится "поперло".

У вас может появиться вопрос - а почему мы все говорим о стоимости то? При чем тут цена? Из чего она складывается?

Все достаточно банально и просто - разработка сайта это время. В студии работают люди, которые трудятся над проектами. Как правило над хорошим сайтом работают следующие специалисты:

1) Проект-менеджер -с ним вы общаетесь. Он в курсе всех сроков и стадий работ. Его задача контролировать процесс разработки.

2)Проектировщик - его задача сделать прототип сайта(чертеж), продумать интерфейс сайта(какая будет структура у сайта, какое меню и т.д) от этого будет зависеть на сколько удобным и "дружелюбным" будет сайт для посетителя. Это один из самых важных этапов.

3)Интернет-маркетолог - его задача написать продающие заголовки, тексты, помочь проектировщику с определением лучших мест для размещения акций на сайте. Маркетолог как правило участвует почти во всех этапах разработки.

4)Дизайнер - тут не вижу смысла много расписывать, все знают чем занимается этот специалист.

5)Верстальщик или front-end специалист - человек который "оживит" дизайн сайта и перенесет его в html формат. Добавит анимации на сайте, если того требует концепция, сделает меню кликабельным, слайдеры листающимися, кнопки нажимающимися:)

6) Программист(в простонародье) и по профессиональному back-end специалист - этот гений отвечают за работу всех модулей сайта. Он сделает чтобы в интернет-магазине товар считался в корзине, чтобы можно было добавлять на сайт новые страницы и статьи, он установит систему управления, он может все. Почти..

7)Тестировщик - этот человек проверяет готовый продукт на наличие ошибок. Как в верстке, так и в программировании. Он должен как самый дотошный посетитель истыкать все на сайте, заполнять все формы, побыть и покупателем на сайте и администратором сайта. А по итогу он составит отчет, и передаст его тех.отделу, что бы те устранили ошибки , если такие вдруг обнаружаться.

Такой набор специалистов должен быть для одного проекта. Бывает что один человек и верстальщик и программист, или программист и тестировщик. Могут добавляться и другие специалисты. Но в целом это стандартный-оптимальный состав.

В среднем зарплата этих специалистов варьируется от 30 до 50 тыс.р (я не говорю о новичках, или о сотрудниках низкой квалификации)

Соответственно эта команда кушает 210 000р в месяц, и это МИНИМУМ!

В среднем 1 проект делается 15 рабочих дней (берем сайт средней сложности -корпоративный). Получается, что бы команда нормально функционировала, все были официально устроены(а это гарантия сроков, что ни кто не пропадет, все работают в офисе, или под жестким тайм-контролем на удаленке) нужна оборотка минимум 300 000 руб/месяц-Сюда входят налоги, з/п и прочие операционные расходы. При этом владелец студии ни чего не зарабатывает, потому что он энтузиаст-альтруист. Но так ведь не бывает? Или бывает? Поэтому в среднем корпоративный сайт стоит в районе 100 000 - 200 000 тыс.р в зависимости от сложности. Все что ниже, это либо продукты низкого качества, либо владелец студии не умеет считать деньги (а это значит что студия скоро закроется и вам придется искать новую компанию, значит у него текучка кадров из-за задержек по зп - а это срыв сроков, или сотрудники работают не официально - захотел и ушел, и пофиг на проекты - и еще куча нюансов).

Адекватные цены на типы сайтов:

0)Сайт визитка - лучше не делать, пустая трата денег.

1)Landing-page от 50 000р

2)Корпоративный сайт - от 100 000р

3)Интернет-магазины - от 150 000р

Вот на что нужно обратить внимание при выборе веб-студии:

1) Узнать состав команды, кто будет работать над сайтом. Он должен быть приближен к моему списку, который я изложил выше

2) Позвонить клиентам из портфолио , и узнать их реальный отзыв(конкурентам из вашей ниши конечно звонить не надо)

3) Внимательно изучите договор, особенно это касается раздела гарантий. Если это лендинг, то какие гарантии конверсии? Обратите внимание на этапы разработки - как правило это Проектирование, Тех.задание, Дизайн, Верстка, Программирование, Тестирование. Сроки каждого этапа должны быть четко прописаны в договоре. Каждый этап фиксируется промежуточным актом работ. Промежуточные акты бездумно подписывать не надо, внимательно проверяйте каждый этап работы.

4)Если есть возможность, не поленитесь сходить в офис компании, это даст вам много информации. Если в офисе сидит 2-3 человека, вас должно это насторожить. Часто студии перезаказывают часть работы на фрилансе, а это грозит срывом сроков, и плохим качеством(хоть и не всегда, но в 90% случаев).

5)Если компания из другого города, попросите показать офис по видео-связи. Не стесняйтесь просить о вещах , которые дадут вам хоть какую-то гарантию. В данном случае хорошая компания всегда имеет офис. Содержать офис не так дорого , как многие об этом пишут или думают. Я не говорю о таким местах как Москва Сити и т.д. Не верьте в сказки типа - мы работаем все на удаленке и т.д. Я и сам так привирал, когда только начинал свой бизнес. Есть конечно исключения из правил, но статья то не об этом.

6)Старайтесь каждый этап разработки оплачивать отдельно. Если заказчик добросовестный и уверен в качестве своего продукта, то он согласится. Например предоплата 20% - согласовываете прототип , потом еще 20% утверждаете дизайн и так по каждому этапу. Старайтесь не работать по схеме 50% вначале, 50% в конце.

7)Не работайте без технического задания. Их должно быть 2 типа: 1) Тех.задание функционала сайта 2)Тех.задание для панели управления сайтом, где будет описан каждый процесс редактирования контента сайта(как будет добавляться товар на сайт, какие будут поля в карточке товара, как менять текстовую информацию, как добавлять новые страницы и т.д)

8)Запросите план продвижения сайта и хотя бы примерный рекламный бюджет. Ваш сайт сам себя не продвинет и ни кто его не увидит, по этому стратегия продвижения должна быть продумана изначально.

9)Убедитесь что ваш сайт будет адаптирован под мобильные устройства. Это не должно быть отдельной услугой, сейчас нет смысла делать сайт без адаптива. Если вам пытаются продать это как отдельную услугу то стоит насторожиться. Значит студия готова продать неполноценный продукт - тогда о каком профессионализме может идти речь.

10)Регистрируйте хостинг и домен только на свое имя или юр.лицо вашей компании,и желательно самостоятельно. В этом нет ни чего сложного, на каждом хостинге/регистраторе все подробно расписано. Таким образом вы будете точно знать , что Ваш сайт и его адрес(домен) принадлежат Вам, и все доступы будут у Вас. Советую использовать хостинг/регистратор Beget.

11) Не соглашайтесь разрабатывать сайт на самописных системах управления. Выбирайте общедоступные коробочные решения - ModX, Wordpress, 1C Bitrix, Opencart, Prestashop,DIAFAN,NetCat. Так вы не будете привязаны к одному конкретному разработчику, и в случае чего сможете сменить подрядчика. С самописными системами конкретных студий работают далеко не все исполнители, да и доработки потом будут стоить в разы дороже.

Спасибо большое за внимание! Надеюсь данная информация будет вам полезна и вы сможете разработать себе качественный и эффективный сайт.

Читайте мою следующая статью " Как работать с фрилансом и определять кидал"

Изложенная информация является моим личным 8 летним опытом владельца студии. Не все мои утверждения являются 100% истинной, всегда бывают исключения, но в целом все так, как я описал в 90% случаев. Хотите ли вы рисковать? Решать Вам)

Если хотите , что бы я и дальше делился с вами самой правдивой информацией о веб-разработке и интернет маркетинге , ставь лайк и делай репост данной статьи.