Найти тему
Форпост 863 | Смоленск

Их было шестеро. Подвиг гвардейцев-минеров в Руднянских лесах

С 22 апреля по 4 мая 1943 года в тыл противника небольшими группами для ведения диверсионно-разведывательной работы был переброшен отряд численностью 31 человек под общим командованием старшего лейтенанта И. Дубовицкого из состава 10-го отдельного гвардейского батальона минёров Калининского (впоследствии 1-го Прибалтийского) фронта. Одну из таких групп возглавлял командир взвода гвардии старший лейтенант Николай Колосов.
Его группу, в состав которой входили — гвардии старший сержант Владимир Горячев, гвардии младший сержант Вячеслав Ефимов, гвардии рядовые Иван Базылев, Филипп Безруков и Михаил Мягкий, выбросили на парашютах с самолета в ночь на 22 апреля на территории Руднянского района Смоленской области. Минеры быстро установили связь с партизанским отрядом под командованием Вишнева П.Т. и совместно с его подрывниками начали пускать под откос вражеские эшелоны, взрывать склады с горючим и боеприпасами.

В течении 20 дней минёры пускали под откос немецкие эшелоны, подрывали автотранспорт, уничтожали склады с боеприпасами, взрывали мосты, нанося противнику ощутимые потери и срывая ему планы переброски войск.

8 мая группе Колосова была поставлена задача на железнодорожной магистрали Витебск – Смоленск подорвать вражеский эшелон, разведать движение противника на автомагистрали и взорвать мост.

Трое суток ночами добирались минёры к месту выполнения боевой задачи. У деревни Савостье группа Колосова обнаружила и уничтожила тщательно охраняемый крупный склад боеприпасов противника. Группу Колосова обнаружили каратели. Несколько суток минерам удавалось избегать открытого столкновения с противником, выполняя приказ командования. Вот последняя радиограмма Николая Колосова: «Все время ухожу от преследования». А дальше в эфире была тишина.

Уходя от преследования фашистов, вечером 11 мая минёры отошли в лес возле деревни Княжино и сосредоточились на высоте 207,8, где имелся запас тротила и мин. Заняв круговую оборону, группа отрыла окопы, заминировала подходы, установила фугасы. Однако работы были прерваны появлением карателей, проводивших плановую «зачистку» местности от партизан. Подпустив немцев вплотную, гвардейцы разом ударили из автоматов.

-2

Прервав ненадолго атаку, противник вскоре возобновил её. Но и вторая попытка смять минёров была сорвана. Бой продолжался, как позже рассказывали местные жители, более двух часов. Немцы подтянули пушки и миномёты. Над лесом появился самолёт-разведчик. Однако Колосов перехитрил противника. Когда немцы ударили по высотке снарядами и минами, минёров там не было. Он отвел группу на сотню метров от высоты, заложив у оставленных окопов тротиловые шашки. И только вражеские цепи поднялись к вершине и подошли к окопам, раздался мощный взрыв.

Более трех часов гвардейцы сражались с гитлеровским батальоном, оснащенным пушками и минометами. И только когда погиб последний гвардеец, фашисты смогли занять высоту. Гитлеровцы не хотели верить, что им противостояли шестеро бойцов. В бессильной злобе они набросились на останки героев, издеваясь и глумясь над ними.

Жители деревень Княжино и Дубровицы Иван Захаренков, Матрёна Шукаева, Мария Сазоненкова и ещё десять стариков, женщин и детей, которых привёл на место боя старик Трофим, потрясённые мужеством наших солдат, опустились на колени. Вырыли братскую могилу и, устлав дно еловым лапником и молодыми берёзовыми ветками, опустили в неё тела героев.

-3

На месте последнего боя группы Колосова был найден медальон, написанный Безруковым. «Здесь у деревни Княжино после взрыва склада вели последний бой с фашистами гвардейцы минёры-разведчики старший лейтенант Колосов Николай Васильевич – токарь из Фурманова, двадцати четырёх лет; старший сержант Горячев Володя – школьник из Омска, девятнадцати лет; младший сержант Ефимов Слава – студент из Калинина, девятнадцати лет; красноармейцы Базылев Ваня – комсорг Болтутинского колхоза, двадцати одного года; Миша Мягкий – служащий из Белгородской области, двадцати одного года, и я, Безруков Филипп – рабочий из Челябинска, двадцати двух лет. Прощайте! Живите после войны хорошо, мирно! Написано 12 мая 1943 г.».

Приказом командующего войсками 1-го Прибалтийского фронта от 4 декабря 1943 года № 0164 шестеро отважных минёров были представлены к званию Героя Советского Союза (посмертно). Этим же документом предписывалось зачислить их навечно в списки 1-й роты 10-го отдельного гвардейского батальона минёров.

На могиле минёров в деревне Княжино воины 1-го Прибалтийского фронта установили стелу, изготовленную учащимися Смоленского ГПТУ № 10 имени Николая Островского. К 30-летию Победы останки отважных минёров были перезахоронены в живописном уголке села Микулино на высоком холме. Над братской могилой, пожалуй, единственной в стране, где покоятся шесть Героев Советского Союза, воздвигнут величественный 12-метровый гранитный монумент с высеченными их именами. В мае, в 70-ю годовщину подвига минёров, здесь прошли памятные мероприятия с участием региональных и муниципальных руководителей Смоленщины, местных жителей, воинов гарнизона, делегаций из Москвы, Калининграда, братской Белоруссии. Делегацию инженерных войск возглавлял генерал-лейтенант в отставке Николай Топилин.