Что-то серьезно не так с международным банковским регулированием.
В недавнем крупном скандале с отмыванием денег Danske Bank в Эстонии обработал 200 миллиардов евро, что считается серьезным преступлением.
Но почему наказаны все эти посредники, а не настоящие преступники, крупные государственные банки в Москве, которые управляют незаконными денежными потоками?
В ожидании возможных штрафов из Казначейства США, цены акций Danske Bank упали вдвое, а другие вовлеченные северные банки, такие как Nordea и Swedbank, увидели, что их акции упали на одну пятую.
В результате отмывания денег, которое закончилось в 2015 году, и эстонские, и латвийские банки потеряли корреспондентские банки в долларах США, что жизненно важно для банка, который хочет заниматься международной деятельностью.
Год назад министерство финансов США назвало ABLV Bank of Latvia, третий по величине банк в Латвии, «учреждением, занимающимся основной проблемой отмывания денег».
Это запрещено «открытие или ведение корреспондентского счета в Соединенных Штатах для или от имени ABLV Bank.»
Хотя это было совершенно платежеспособно, в течение двух недель ABLV пришлось закрыть.
Эти радикальные события вызывают серьезные вопросы.
Следуй за деньгами
Во-первых, откуда взялись деньги?
Хотя некоторые деньги поступали из Азербайджана, Казахстана и Украины, в подавляющем большинстве случаев отмытые средства поступали из России.
Как ни странно, но с 2003 года Россия является членом правящего глобального органа по борьбе с отмыванием денег, Целевой группы по финансовым действиям (FATF), штаб-квартира которой находится в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в Париже.
Он восхваляет Россию за то, что она быстро внедрила и улучшила свою систему борьбы с отмыванием денег.
Но как это может быть, если Россия является основным риском отмывания денег для небольших стран ЕС, таких как Кипр , Мальта , Эстония, Латвия и Литва?
Эстония и Латвия успешно выполнили строгие правовые стандарты ОЭСР, а Россия - нет.
Это не имеет никакого смысла.
Почему наказываются мелкие посредники, а не главные преступники, крупные российские государственные банки?
Абсурд становится еще больше, когда вы проверяете детали.
В 2015 году Эстония и Латвия потеряли свои последние корреспондентские банковские отношения в долларах с Deutsche Bank.
Их национальным банкам не оставалось ничего другого, кроме как обратиться в Москву за банковскими корреспондентами в долларах.
Главным бенефициаром был ВТБ, государственный банк, который, как правило, участвует во всех крупных скандальных банковских операциях. ВТБ - второй по величине российский банк после государственного Сбербанка.
Это показывает, что суть глобального режима борьбы с отмыванием денег заключается в размере, а не в законности. На балансе ВТБ есть пара сотен миллиардов долларов, так что ему может сойти с рук все что угодно, хотя скандалов было меньше, чем ВТБ.
В апреле 2016 года были опубликованы Панамские документы .
Они выяснили, что дочерняя компания ВТБ на Кипре, RCB, предоставила оффшорной компании, принадлежащей другу Путина, детству, виолончелисту Сергею Ролдугину, кредит в размере [572 млн. Евро], который явно не должен был быть возвращен.
Как будто для покрытия треков, крупнейший частный банк в России, Банк Открытие, купил эту дочернюю компанию у ВТБ.
Банкротство банка
Осенью 2017 года банк Открытие рухнул.
Было известно, что ВТБ владеет 10 процентами акций банка «Открытие», но Financial Times выяснила, что банк «Открытие» тайно скупил 20 процентов акций ВТБ на рынке. Эти покупки были направлены на повышение цены акций ВТБ и стали основной причиной банкротства Банка Открытие.
В декабре 2014 года «Открытие» и ВТБ помогли государственной нефтяной компании «Роснефть» рефинансировать внешний заем в размере 7,6 млрд долларов.
Как сказал Макс Седдон из Financial Times: «В 2014 году« Открытие », и без того крупнейший частный банк России, удвоило свои активы за одну ночь по сделке репо, организованной ВТБ для управления западными санкциями и рефинансирования долга нефтяной группы Роснефти».
В результате этой крупномасштабной финансовой операции обменный курс рубля резко упал, и Россия оказалась в тяжелом валютном кризисе.
3 октября 2016 года в руководстве российского центрального банка впервые за несколько лет произошли неожиданные изменения, поскольку два заместителя управляющего, отвечающие за банковское регулирование, были сняты с должности.
Очевидная причина состояла в том, что они закрыли банки, которые на самом деле были в хорошей форме и участвовали в набеге на их финансовые ресурсы, хотя, разумеется, никто не преследовался по закону.
Через неделю после того, как главный регулятор, заместитель главы центрального банка Михаил Сухов был уволен из Центрального банка, он был назначен ВТБ на должность вице-президента.
Хотя рыночная капитализация Сбербанка на Лондонской фондовой бирже составляет около 70 млрд долларов, рыночная капитализация ВТБ с половиной крупных банковских активов упала до рыночной стоимости всего в 8 млрд долларов.
Одним словом, ВТБ - это финансовая катастрофа. Без государственной поддержки он неоднократно обанкротился бы.
Андрей Костин является генеральным директором ВТБ с 2002 года, и его пребывание в должности кажется безопасным, но это указывает на то, что ВТБ на самом деле является не банком, а кремлевским секретным фондом, который должен финансировать любые цели, которые Кремль может предложить.
Председателем ее наблюдательного совета является министр финансов Антон Силуанов, который, естественно, обязан выполнять приказы Кремля.
С июля 2014 года Казначейство США санкционировало ВТБ в рамках санкций против России из-за военной агрессии на востоке Украины .
Когда возникает серьезная проблема, такая как отмывание денег из России, основное внимание следует уделять коренной проблеме - крупным кривым государственным банкам.
Западные банковские власти должны преследовать реальных виновников отмывания денег, таких как ВТБ, а не комаров, таких как ABLV.
Учитывая публичный отчет, о котором говорилось выше, Казначейство США должно лишить ВТБ прав на корпоративное банковское обслуживание в долларах США, а банковские учреждения ЕС должны сделать то же самое.
Пока Россия слишком кривовата, чтобы претендовать на членство в ОЭСР, она больше не должна быть принята в члены ФАТФ.
И США, и ЕС должны отказаться от принципа банковского регулирования, согласно которому можно быть мошенником, пока ты большой