Существует миф, что при Сталине был порядок, все боялись гнева вождя, никто не воровал государственные деньги. Однако, это далеко не так. Коррупция при Сталине процветала, а борьба с ней часто давала обидные осечки. Мы составили рейтинг высокопоставленных коррупционеров эпохи Сталина
5 место. Генеральный прокурор СССР Андрей Вышинский.
Неумолимый сталинский прокурор совсем не безвозмездно громил на печально известных процессах троцкистов и бухаринцев. Когда ему приглянулась дача «врага народа» Серебрякова на Никулиной горе, он обратился в дачный кооператив с просьбой передать ему понравившийся участок. Разумеется, просьба была удовлетворена – дачу он получил. Однако, положенный пай в кооператив Вышинский так и не внес. Дача перестраивается за счет хозуправления прокуратуры. Кооператив переводит прокуратуре деньги за ремонт, а потом вновь отремонтированный дом из кооператива изымается. Мало того, этот дом сносится и на месте его строится новый с выплатой Вышинскому денежной компенсации и возвратом пая загубленного Серебрякова. В итоге прокурор получает и дачу, и деньги. Неплохо для главного юриста страны. Не правда ли?
Подобные фокусы остались безнаказанными. Вышинский скончался в своем рабочем кабинете в 1954 году.
4 место Маршал Советского Союза Георгий Жуков
Георгий Константинович не только был Маршалом Победы и великим полководцем, но и простым человеком со многими слабостями. Не секрет, что после окончания войны многие солдаты и офицеры привозили домой трофейные вещи. Некоторые представители командования также не удержались от соблазна вывезти себе что-нибудь в личное пользование, на это смотрели сквозь пальцы. Есть мнение, что после войны Сталину было необходимо снизить авторитет Жукова и поэтому было затеяно разбирательство с немецкими трофеями. У маршала были изъяты десятки золотых изделий и часов, свыше 4000 метров ткани, сотни меховых шкурок, множество ковров, гобеленов, картин, предметов мебели, охотничьих ружей и т.д. На тот момент Жукова уже вывели из состава ЦК ВКП(б) по политическим мотивам, «трофейное дело» послужило поводом для удаления его с должности руководителя Одесского военного округа. Маршал признал себя «очень виноватым в том, что не сдал всё это ненужное мне барахло куда-либо на склад, надеясь на то, что оно никому не нужно». Ареста опальный полководец избежал и после смерти Сталина стал министром обороны СССР.
2-3 место секретарь ЦК ВКП(б) Алексей Кузнецов и 1-й секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Петр Попков
Алексей Кузнецов считался возможным приемником Сталина, курировал в качестве секретаря Центрального Комитета правоохранительную систему страны. В 1949 году по политическим мотивам было начато так называемое «Ленинградское дело», которое параллельно вскрыло серьезные хищения и злоупотребления, которые процветали в Ленинградской области, где до перевода в Москву работал Кузнецов. Было установлено, что сотни тысяч рублей тратились на банкеты, продукты и спиртное, дорогостоящие подарки ( часы, вазы) содержание квартир и семей ленинградских руководителей – Алексея Кузнецова и Петра Попкова. Для заядлого охотника Попкова была специально выделена дрезина, на переоборудование которой потратили свыше 200 тысяч рублей. Общие суммы растрат исчислялись миллионами рублей. Не следует забывать, что финансовые махинации проводились в городе во время блокады и в тяжелое послевоенное время. Высокопоставленные коррупционеры были арестованы, Кузнецов и Попков расстреляны, но основными мотивами таких действий Сталина оставались политические причины.
1 место 1-й секретарь ЦК КП Азербайджана Мир-Джафар Багиров
Самым вопиющим случаем победы коррупционеров над государственной машиной была неудачная комплексная ревизия Азербайджанской ССР, которая проводилась министерством Госконтроля в 1948 году. Республикой тогда руководил всесильный Мир-Джафар Багиров. Он, как и Берия начинал свою партийную карьеру в ЧК, занимался историческими изысканиями о роли Сталина в революции и обладал полной поддержкой Москвы.
Проверка начиналась рутинно, было указание не трогать местные кадры. Но картина массовых злоупотреблений и преступлений ( снабжение продуктами, строительство дач-дворцов, хищения, приписки, взятки, роскошный образ жизни, произвол) была столь удручающа, что дело стало приобретать опасный поворот для самого Багирова. Ему пришлось обратиться за поддержкой к самому Сталину и наказание понесли государственные контролеры. Они были сняты с должностей и обвинены в преднамеренном недоверии к руководителям республики и применении «политически вредных» методов. Сам министр госконтроля Мехлис вынужден был каяться в ошибках, права министерства были значительно урезаны. Мир-Джафар Багиров продолжал руководить республикой и был расстрелян после смерти Сталина. Но это уже совсем другая история.