Во время нашего путешествия по острову Сахалину на мыс Крильон, проезжая по побережью я увидел огромный и разрушенный остов старого корабля лежащего в море.
Зрелище было захватывающим, запомнил я это надолго.
Приехав в Москву, я стал собирать информацию про этот корабль. Вот что удалось узнать.
В 1941 году на верфи Bethlehem-Fairfield Shipyard около Балтимора, Мэриленд, США, спустили на воду первый сухогруз знаменитой и легендарной серии «Либерти». В переводе с английского - свобода.
Это был первый в мире опыт производства судов одного проекта конвейерным способом.
Постройка первых 14 судов заняла около 230 дней. В течение 1941—1942 путём последовательных усовершенствований срок постройки (от закладки до спуска на воду) был уменьшен до 42 суток.
Водный «мул» как называли его американские моряки за грузоподъёмность и выносливость.
Многие «Либертосы», которые СССР получил по ленд-лизу, работали в СССР до 70-х годов.
Позже в музее Сан-Франциско я увидел целиком сохранившийся транспортник серии «Либерти». Почти родного брата «сахалинского корабля».
Что касается корабля который лежит по дороге на мыс Крильон.
Назывался он «Луга».
ЛУГА (до 1929 г. "West Wauneke", до 1937 г. "Dorothy Cahill", до 1938 г. "De Soto", до 1943 г. "Pan Atlantic"). Полная вместимость 5735 брт. Размерения 124.91 х 16.52 х 8.44 м. ГЭУ котломашинная, 2332 л.с. Скорость экономическая 10.5 узла. Вооружение: 1 х 102-мм, 4 х 20-мм, 4 х 12.7-мм пулемета. Бывший американский грузовой пароход. Построен в 1919 г. ("Long Beach Shipbuilding", Лонг Бич, штат Калифорния, США).
6.01.1943 г. принят советской закупочной комиссией и включен в состав Дальневосточного гос. морского пароходства. Во время Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Дальневосточного бассейна выполнял экспортно-импортные перевозки между тихоокеанскими портами СССР и союзников. 9.09.1948 г. штормом выброшен на камни у м. Крильон (о. Сахалин), впоследствии разбит прибоем.
25.08.1950 г. исключен из списков судов Минморфлота вследствие невозможности снятия с камней и подъема.
К осени 1947г. «Лугу» подготовили для буксировки во Владивосток, а затем на капитальный ремонт в Шанхай. Буксировать «Лугу» поручили пароходу «Петр Чайковский».
Но, упустили время. Буксировку начали в конце октября. «Петр Чайковский» и «Луга» были подхвачены тайфуном. У пролива Лаперуза буксир порвался, и беспомощную «Лугу» выбросило возле мыса Крильон.
Повреждения были обширные. Снимать и чинить «Лугу» не пытались, а утилизировать дорого.
Так там и лежит по сей день.
Такая вот история. Координаты «Луги»: 45.970508, 141.996051
Понравилось? Подписывайтесь на канал «Промышленный турист».
ДАЛЕЕ: