Девушки из Смольного института благородных девиц… кажется, что это какая-то высшая каста – безупречно воспитанные, образованные, из дворянских семей.
Откуда такое название «Смольный» и кто решил создать школу для девочек?
Идея эта принадлежит Екатерине II. По ею мнению, в этом заведении должны были взращиваться девицы новой формации, которые бы стали достойными супругами великих мужей.
В 1764 году при Воскресенском Смольном Новодевичьем монастыре открывается «Воспитательное общество».
Кого туда принимали? Девочек из дворянских семей. Учились они там 12 лет. Обучение часть за казенный счет, часть за ежегодную плату. Много девушек содержалось за счет специальных стипендий. Так, к примеру гофмейстерина Е.К. Штакельберг завещала свои деньги в уплату содержания Смолянок из неимущих семей дворян Лифляндии. Такие стипендии – деньги на содержание учениц делали и Демидовы, Орловы, Голицины… Те девушки, что получали такую стипендию носили на шее ленточку, цвет которой устанавливал благотворитель.
Дело это было новое и Екатерина II пыталась узнать, как же существовали такие школы в Европе, по какой программе велось обучение и собственно говоря чему учили девушек?
Но те ревностно хранили свои секреты. И тогда императрица поручила это нелегкое дело Ивану Ивановичу Бецкому, внебрачному сыну князя Трубецкого, дипломату и философу.
Главным и основным была полная изоляция девочек от внешнего мира. Общение с семьей сводилось к минимуму. Можно сказать, что из малышек «лепили» то, что считали нужным.
Режим в Смольном был скорее похож на казарменный, ну никак для маленьких принцесс... Девочки жили в комнате с 8 или 9 человек, в комната температура редко, когда поднималась выше 16 градусов.
Питание было настолько скудным и невкусным, что многие выпускницы в своих воспоминаниях обязательно об этом упоминали.
Науки? Тут нельзя сказать, что образование в Смольном было похоже на современное институтское. Математика, физика только «в картинках» - минимальные знания. А вот языки – французский, немецкий девушки знали неплохо.
Учителя...
На что делали акцент? И что собственно представляла из себя образованное дама? В Смольном была создана, на взгляд современника конечно, искусственная атмосфера, отличная от реальности. Все выпускницы были, ну или должны были быть скромными, нежными, причем такая неприспособленность считалась идеалом! В Смольном «делали кисейных барышень».
В Уставе воспитательниц были следующие правила общения с воспитанницами:
«кротость, благопристойность, учтивость, благоразумие, справедливость и также непритворная веселость и отсутствие лишней важности в обращении».
О чем мечтали девушки? В основном о том, чтобы удачно выйти замуж.
В институте учились девицы из богатых и из бедных семей, и после окончания института судьба девушек складывалась как вы понимаете не одинаково.
Богатые выпускницы – тут либо замужество, либо фрейлина при дворе.
Небогатые – гувернантки или оставались в институте.
Выпускные экзамены тоже были. Но там задавался всего один вопрос, причем какой именно смолянка знала заранее и готовилась! На выпускном обязательно присутствовал член императорской семьи. После экзамена самым лучшим вручался «шифр» - вензель из золота с инициалами императрицы.
Из известных выпускниц можно назвать дочь короля Николы I Черногорского Елены, которая впоследствии вышла замуж за Виктора Эммануила III и стала королевой Италии и Албании.
Можно отметить еще тот факт, что в Смольном учились дочери многих декабристов. Так, дочки Каховского, они даже закончили его с серебряной медалью. Поговаривали, что когда в институт приезжали княжны, то девочки – дочки императора и дочки декабристов играли вместе.
Выпускницы Смольного...
Но все-таки в Смольном учились в основном девочки из бедных семей. Богатые предпочитали воспитывать своих дочерей дома, либо отдавали их в частные пансионы.
Фото из интернета