Законодательство РФ разрешает гражданам, арендующим земли и имеющим на нее право выкупа, переводить участок в личную собственность. Эта процедура регламентирована и требует от гражданина оформить соответствующее разрешение.
Правовое регулирование
Оформить в собственность земельный участок можно несколькими способами. В зависимости от основания, в связи с которым гражданин получил право выкупить надел.
В процессе переоформления должны соблюдаться нормы Гражданского кодекса РФ (статья 624). В ней сказано, что арендованный участок может быть выкуплен только в том случае, если в договоре временного пользования присутствует пункт о возможном приобретении.
ВАЖНО! Если стороны достигли соглашения о сделке, но по договору аренды земли не предполагается ее выкуп, требуется оформить дополнительный акт к первичному варианту документа.
Основания для перехода земли из аренды в собственность
Существует три возможных основания перехода прав собственности на землю:
- Отчуждение государством.
- Приватизация.
При этом требуется соблюдение одного из условий:
- пользование землей на основании пожизненного наследственного владения;
- наличие права бессрочной аренды;
- существование действующего договора на землю.
Согласно другому условию на территории участка должны находиться постройки. Объекты могут быть как завершенными, так и недостроенными.
ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай имеет уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните нам по телефону (круглосуточно).
Это быстро и бесплатно!
Москва: +7 499 938-54-07
Санкт-Петербург: +7 812 425-64-95
Регионы: +7 (800) 350-84-13 (доб. 140)
Какие земли можно перевести из аренды в собственность
Земельным кодексом предусмотрены ограничения по типам наделов, которые можно приобрести из аренды. К ним относятся земли:
- сельскохозяйственного назначения, располагающиеся на территориях садовых некоммерческих товариществ;
- выделенные для ИЖС;
- отданные в собственность на основании судебного решения.
Несколько типов арендованных земельных участков оформлять в собственность нельзя. К ним относятся:
- территории, зарезервированные для возведения строений и реализации проектов муниципального или государственного уровней;
- земли, располагающиеся в зонах отчуждения автомобильного и железнодорожного транспорта, а также речных и морских вокзалов, аэропортов;
- радиоактивные, биологически или химически зараженные территории, представляющие опасность для человека;
- охраняемые земли водозаборов;
- участки, находящиеся под контролем Министерства обороны РФ.
Ограничения регламентируются ст. 27 Земельного кодекса.
Как оформить землю в собственность
Если на арендованной территории гражданин возведет дом или другое строение, у него появится первоочередное льготное право оформить ее в собственность. Для этого нужно предпринять следующее:
- Зарегистрировать объект в ЕГРН. ФЗ «О кадастровой деятельности» разрешает проводить постановку на учет недостроенных домов. Гражданину достаточно заложить фундамент.
- Оформить право собственности на недвижимость.
- Подать заявку на выкуп земли, находящейся во временном пользовании.
- Получить постановление о расторжении соглашения об аренде и переводе выкупаемой земли в собственность.
Имея на руках разрешительный акт, гражданину нужно обратиться в отделение Росреестра для оформления права собственности на приобретенный надел.
Куда обращаться
Для оформления в собственность земельного участка из аренды гражданину следует подать заявление в администрацию населенного пункта. Предоставить документацию в муниципалитет можно несколькими способами:
- личное посещение;
- по почте;
- через МФЦ.
ВАЖНО! Заявка может подаваться третьим лицом. В таком случае дополнительно требуется нотариально заверенная доверенность.
Список документов
Перечень включает в себя:
- заявление;
- паспорт;
- чек, квитанцию или выписку о внесении арендного платежа;
- правоустанавливающий документ на строение, возведенное на участке и оформленное в ЕГРН;
- выписку из кадастрового учета на землю;
- дополнение к договору временного пользования о внесении выкупа.
Заявление составляется в свободной форме с соблюдением норм ведения официальных документов. В нем указывается следующая информация:
- наименование департамента, в который подается обращение;
- персональные сведения о гражданине (Ф. И. О., реквизиты паспорта, адрес регистрации и места жительства, контактный телефон);
- текст просьбы о предоставлении арендованного надела в постоянную собственность;
- информация об участке (регистрационный номер в ЕГРН, размеры, адрес расположения, ВРИ);
- дата составления;
- подпись с расшифровкой.
Образец заявления доступен по ссылке.
СОВЕТ! Заявление составляется от руки или в электронной форме. Единственное условие – подпись гражданина должна быть письменной.
Процедура и сроки
Период рассмотрения заявления составляет один календарный месяц. По истечении этого времени администрация обязана вынести решение. При положительном исходе гражданин может зарегистрировать право собственности. Для этого ему нужно обратиться в отделение Росреестра.
В процессе регистрации перехода прав гражданину требуется оплатить государственный налоговый сбор в размере 350 рублей.
Причины для отказа в регистрации
В регистрации может быть отказано на следующих основаниях:
- наличие ошибок в заявлении;
- предоставление неполного пакета документов;
- невозможность передачи земли в собственность;
- неверные сведения кадастрового реестра;
- отсутствие в договоре аренды пункта о выкупе.
Независимо от причины отказа гражданин может обжаловать его в регламентированном законодательными нормами порядке через суд. Если при этом установлено, что в принятии заявки было отказано неправомерно, процедура оформления будет завершена. Гражданину не потребуется заново подавать заявление и ожидать решения месяц.