В 1856 году в Успенском соборе Кремля состоялась венчание на царство, или коронация, Александра II и его супруги Марии Александровны.
На тот момент Марии исполнилось 32 года, и замужем она была уже 16 лет, выйдя за наследника русского престола в неполные 16 ...
Удивительная женщина была Мария Александровна. Взлеты и падения ее судьбы вполне могут претендовать на интереснейший сериал. Начать с того, что в родной семье, где главой был ее отец (или называвшийся отцом) герцог Людвиг II Гессенский, она с братом Александром всегда жила отдельно. Дело с том, что мать Марии, по всеобщему убеждению, родила двоих младших детей не от законного мужа-герцога, а от любимого мужчины.
Но, чтобы избежать скандала, герцог детей признал – а вот жить рядом с ними отказывался. Поэтому Мария и Александр воспитывались гувернантками в сельской усадьбе, а их официальный отец и его жена жили в столичном Дармштадте.
В 13 лет Мария потеряла мать. А спустя еще 2 года познакомилась с наследником русского престола Александром и неожиданно для всех вызвала у него такой приступ влюбленности, что менее чем через год уже жила в Петербурге в качестве супруги цесаревича.
Мария была в молодости утонченно хороша собой. И сохранила свою прелесть и через 16 лет брака, в котором родилось 8 детей. Императрица активно занималась благотворительностью и вопросами женского образования.
По инициативе Марии Александровны были открыты многочисленные приюты и женские гимназии, где учились девочки всех сословий. Они носили ее имя – Мариинские.
Также имя императрицы по сей день носит один из главных театров страны – Мариинский театр.
Но вернемся в 1856 год. На коронации своего мужа императрица Мария была в специальном «коронационном» платье. Оно сшито по типу «офранцуженного» сарафана. Как бы и модное по-европейски, но с элементам русского стиля.
Шили его в Петербурге. К настоящему моменту не сохранилась широкая планка, которая была пришита впереди платья и делала его похожим на сарафан. Планка была украшена алмазами, бриллиантами и другими драгоценными камнями, поэтому её спороли. К костюму прилагался и кокошник, тоже украшенный алмазами.
Платье украшено серебряной вышивкой. Еее изысканность вдохновила театральных художников на повторение рисунка шлейфа коронационного платья государыни в занавеси исторической сцены театра, носящего имя Марии – Мариинского.
Сейчас платье уже более 160 лет хранится в Оружейной палате Московского Кремля.