Современное общество очень любит навешивать ярлыки. Школа не исключение, учеников с младшей школы любят делить на гуманитариев и технарей - ка будто увлечение историей может помешать любить математику.
К чему приводят такие подходы?
На примере все той же математики. Современная школа и подход учителей устроены так, что пропустив одну-две темы ученик получает "дыру" в знаниях, которую закрыть ему не так-то просто. В классе педагог не сможет уделить ему достаточно внимания - у него еще 30 человек. Родители не всегда могут это сделать, а иногда не хотят. Ребенок начинает отставать, падает его уверенность в себе. Все это усугубляется следующими пунктами:
* неправильный формат подачи материала
* большая наполняемость класса, поэтому учитель физически не может уделить внимание каждому
* оценочная система давит на всех участников, а ребенка приучат ценить не знания, а формальную оценку
* у школьников нет ощущения команды, каждый из них сам по себе
Ребенок в школе - это часть системы
Для учителя первостепенная задача отработать программу и поставить оценки, понимание тем явно не первом месте списка задач. В такой атмосфере ученику сложно вдохновиться на учебу. Различные методики, где главным признаётся вера ребенка в себя и свои способности, не находят широкого признания.
Очень часто школьник не любит предмет и утверждает, что не понимает его. На деле же у него просто накопились те самые "дыры", которые с каждым годом растут как снежный ком. Каждый новый параграф все более сложен для понимания. Ребенок махнул на предмет рукой - он уже уверен, что не понимает, что это предмет не для него, он просто "гуманитарий".
Тем детям, которым посчастливилось попасть к хорошему репетитору или перейти к другому учителю, который смог увидеть эти пробелы и закрыть их, сами удивляются насколько все оказалось простым и понятным. И выясняется, что у него есть способности к точным наукам, хотя все считали его гуманитарием.
Ко всему можно добавить еще несколько пунктов:
- школа запрещает выражение любопытства, эмоций, жизнерадостности
- в большинстве заданий только два варианта – правильный и неправильный. Это никоим образом не развивает мышление
- у детей формируется страх и ужас перед ошибками...
... и так далее.
Каждый сможет дополнить этот список.
Взрослым нужно стремиться к тому, чтобы дети поверили в себя и свои способности.
Это требует перестройки системы образования - в основу должно быть положено понимание, а не итоговая оценка.
Тогда учёба, сдача ЕГЭ, выбор профессии подростком будет основан на осознании своих истинных способностей и предназначения в жизни.