Найти в Дзене
Секреты Старого Китая

Почему ушу на Западе такой отстой?

Первыми на Западе стали известны стили ушу Южного Китая. Это произошло из-за географической специфики эмиграции. В 1949 году наконец-то закончилась гражданская война, её в Китае обычно называют "внутренняя война между Гоминьданом и Компартией" (国共内战 guógòng nèizhàn). И хотя 1 октября в Пекине торжественно провозгласили образование Китайской народной республики, на Юге страны военные действия ещё продолжались.

Сочетание сразу нескольких разных факторов, таких как распространение войны с Севера на Юг, более высокое экономическое развитие Юга и наличие устоявшихся коммуникаций с Западом привело к тому, что страну преимущественно покидали жители южных и прибрежных провинций, таких как Фуцзянь, Гуандун, Чжэцзян, Юньнань. Им это было сделать и проще, и у них были финансовые возможности для этого.

В итоге вне Китая широко распространились такие стили, как юнчуньцюань, хунцзяцюань, цайлифоцюань и другие. Однако изначальная методика обучения и стилевая техника подверглась искажениям. Ответ тут прост:

Преподаванием занимались не носители истинной традиции, а простые эмигранты, специалисты не самого высокого уровня, целью которых было зарабатывать, чтобы выживать на новом месте.

Кстати, в соответствии с южнокитайскими диалектами эти стили стали известны вне Китая как винчунь, хунгар, чойлифут...

В общем, многие покинули континентальный Китай после народной революции и обосновались на Тайване, в Гонконге, США и других странах Запада. Именно так началось широкое распространение ушу за пределами Поднебесной. На Западе стали выходить популярные издания, в которых на европейских языках рассказывали основы теории и практики китайских боевых искусств. Вот только обычно происходила подмена философских и нравственных основ ушу поверхностным и доступным для понимания изложением.

Широкая популярность и одновременно отсутствие достоверной информации о китайских боевых искусствах, о традиции и культуре Поднебесной, дала возможность спекулировать на этом интересе к ушу. Как на Западе, так и на постсоветском пространстве. Было распространено такое мнение:

Мастерство может быть достигнуто без изнурительной работы, когда посредством тайной передачи человеку удается овладеть искусством управления внутренней энергией.

И у нас, и на Западе, активно стали появляться всяческие подделки под стили ушу, прикрывавшиеся якобы китайской традицией и как-бы подлинными названиями, но при этом представлявшие собой неизвестно что, некое произвольное сочетание из ранее появившихся здесь систем единоборств, например, каратэ, айкидо или рукопашного боя. Систем, построенных на совсем несвойственной для Китая принципах и культуре движения тела.

Стали возникать и продвигаться разные мифы об ушу: о секретных методах боя, о сверхъестественных возможностях тайных мастеров, о монахах-долгожителях, о подвалах-"коридорах смерти" Шаолиньского монастыря и многие другие...

Ушу изначально ошибочно рассматривалось как разновидность каратэ, но содержащая тайные техники и методики тренировки. На Западе ушу первоначально не рассматривалось как комплексное явление китайской культуры, оно было урезано до уровня либо примитивных оздоровительных комплексов, либо простейших систем самозащиты.

Однако это верхняя часть айсберга. Обычно не учитывают два фундаментальных момента:

  • именно Юг подвергся основному воздействию реформаторских идей таких структур, как возникшие в Шанхае организации Атлетическая Ассоциация Цзинъу и Общество кулачного искусства Чжунъи;
  • если посмотреть официальный отчёт о проведении Вторых Всекитайских Государственных Испытаний по боевым искусствам (по рукопашным схваткам, борьбе шуайцзяо, боям на длинном и коротком оружии), прошедший в 1933 году, то увидим, что из 46 победителей со всех регионов страны больше всего было из провинции Шаньдун, а знаменитые в наше время южные стили, из Фошаня или Сычуани вообще не попали в число призеров, а из провинции Хунань на первых испытаниях в призеры попал только один, а во вторых — лишь пятеро, и это при сотне участников в командах.

Некоторые китайские товарищи на основании этого полагают, что уровень ушу в принципе был на Юге не очень высоким - так как там не было
внешней мотивации и реальной практики, а культивировались боевые искусства во многом в среде тайных обществ. Однако это требует дополнительных исследований.

В любом случае точка зрения такова:

  • изначально уровень на Юге был не высокий;
  • распространение на Западе шло через не мастеров а эмигрантов - как заработок, но не передача истинной Традиции (да и кто будет учить лаоваев по настоящему?).

Но есть и другое интересное мнение:

Мастера, уехавшие на Тайвань, в Малайзию или Гонконг смогли сохранить то ушу, что было до реформ в годы правления КПК.

Дм. Моисеев, Минск - 2019