"Пионерка", откуда взялось такое название
Сегодня уже можно сказать, что дрезина в ХХI веке смотрится уже каким-то экзотическим и особым видом железнодорожного транспорта, воспетым ранее в старых фильмах. Идея поставить на железнодорожный ход небольшой и компактный по размеру транспорт родилась очень давно. Сначала были изобретены дрезины приводимые в движение мускульной силой человека, а затем и оснащенные двигателем. Например как вот эта на фото ТД-5 (аббревиатура ТД означает транспортная дрезина).
Когда-то давно первой версии ТД-5 дали торговую марку «Пионер» — с тех пор в народе за таким транспортом закрепилось общее прозвище «Пионерка». Причём оно касается не только фабричных дрезин, но и любой «самоделки» подобного рода, коих в российской глубинке, оказывается, и сегодня предостаточно, особенно там где проложены узкоколейные железнодорожные линии.
Используются дрезины ТД-5 для перевозки путейцев, инструмента и материалов к месту работы на перегоне. Приводится в движение четырехтактным карбюраторным мотоциклетным двигателем. Дрезина оборудована ручным колодочным тормозом.
Технические характеристики
Дрезины могут быть предназначены как для работы на широкой колее 1520 мм, европейской колее 1435 мм, а также и на узкоколейных линиях лесозаготовительных и торфодобывающих предприятий ширины 750 мм.
Грузоподъемность поезда составляет ни много ни мало аж 2,5 тонны! Максимальная скорость она может развивать до 50 км/ч. Количество ведущих осей - две. Масса модели для широкой колеи 342 кг.
Её можно купить и сегодня
Полистав просторы интернет сети, с удивлением для себя обнаружил, что подобные дрезины выпускаются до сих пор, причем не кустарным способом, а собираются в заводских условиях на Калугатрансмаш. Завод сегодня предлагает модернизированный вариант дрезины ТД5М, оснащённый новым четырёхтактным двигателем «Kohler» мощностью 20,1 кВт.
Для перевозки людей и грузов совместно с дрезиной может и использоваться транспортный прицеп. Прицеп представляет собой платформу со сплошным дощатым настилом. С торцов платформы могут быть установлены откидные борта. Прицеп также оборудован ручным колодочным тормозом.
В этом случае получается состав похожий на полноценный поезд.
Бесспорно, это очень удобный и практичный вид служебного транспорта. Причём зачастую, могу сказать, что в глухих уголках нашей страны люди в глуши передвигаются по старым узкоколейным линиям и поддерживают связь с цивилизацией, имея у себя в личном владении вот такой вид транспорта словно автомобиль.
Что же касается российских железных дорог широкой колеи общего пользования то, насколько мне известно из личных разговоров с путейцами с Октябрьской ж.д., этот вид транспорта после целого ряда несчастных случаев, связанных с гибелью и травмированием рабочих, оказался запрещён. Телеграммой от руководства вышел официальный приказ о снятии дрезин ТД5 с эксплуатации и запрете на их использование. А оставшиеся на тот момент дрезины подлежали утилизации. Мне непонятным остаётся один вопрос, для кого сегодня Калугатрансмаш продолжает их производить если в РЖД они под запретом? Может вы мне скажете, что думаете по этому поводу в комментариях.
Хотя есть уголки железных дорог, особенно это касается малодеятельных участков, куда путейцам просто невозможно добраться пешком или подъехать на автомобиле, а выполнять работу по содержанию ж.д. пути и устранению дефектов всё равно надо. Поэтому в некоторых околотках, тайком от начальства, они кое-где продолжают их ещё использовать.
Однажды, увидев вот это фото что выше, в беседе с режиссёром Алексеем Вульфовым я спросил у него:
"Нашёл в сети фото, сделанное на съёмках к 160-ти летию российских железных дорог фильма "Бологое-Полоцкая", что называется за кадром. Неплохо придумано было, снимать с дрезины идущей впереди паровоз с пассажирским поездом "Снежинка" №653/654 Осташков-Торжок. Расскажите мне как это было пожалуйста".
Алексей Борисович сначала от души и продолжительно рассмеялся, вспомнив тот момент, а затем вполне уже серьёзно ответил мне вот что:
"Дорогой друг, помню всё хорошо, как будто вчера это и было. Мы сидели в момент съёмок на дрезине вчетвером. Скорость была приличная, чтобы снимать и не мешаться позади идущему пассажирскому поезду под паровозом. Я сидел сзади на какой-то прогнившей дощечке и крепко держался за рядом сидящего со мной товарища. И если что не дай Бог пошло бы не так - тогда мы бы сейчас с вами вот так мирно не сидели и не разговаривали..."
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!