Найти в Дзене
Хроника Пикирующего

Продаст вас, купит и опять продаст: история Unilever

Существуют огромные корпорации-монстры, которые держат в руках десятки популярнейших брендов. Часто, покупатели даже не подозревают о масштабах таких структур.

"U" состоит из 25 элементов, каждый обозначает определенный бренд
"U" состоит из 25 элементов, каждый обозначает определенный бренд

Например, привычные нам названия: чай "Беседа", кетчуп "Балтимор", косметика "Черный жемчуг" - это все принадлежит нидерландско-британской компании Unilever.

Нужно еще больше брендов

Компании такого масштаба не очень переживают из-за продаж в каком-то конкретном городе или даже стране. Они фокусируются на мировом рынке. Доля от него - это главная цель таких монстров.

Толкаться локтями и продвигать свой продукт в условиях конкуренции дорогое удовольствие. Покупка соседа - это метод, который предпочитает Unilever. Простой и действенный способ резко усилить свое присутствие.

Массово скупать компании придумал еще в 1880-х годах банкир Джон Морган. Стратегия оказалась поразительно эффективной.

Две компании из заклятых конкурентов и врагов превращаются в партнеров и объединяют своих потребителей. Выручки увеличиваются и владелец получает кучу денег.

Ярким примером такой стратегии в современном мире является Марс:

Не важно, купите вы Сникерс, Твикс или Баунти. Деньги пойдут в один карман.
Не важно, купите вы Сникерс, Твикс или Баунти. Деньги пойдут в один карман.

Нужно больше золота

История Unilever - это одно бесконечное слияние и поглощение. Начиная с 1929 года, когда два производителя из разных стран решили соединить усилия. Один делал маргарин (Margarine Unie), другой - мыло (Lever Brothers).

Объединяло их то, что на своих фабриках они использовали пальмовое масло. Сложив объемы закупок партнеры смогли получить это масло уже по более выгодному прайсу.

Бизнес рос и процветал, пока в Европе не случилась война. Еще до военных действий Unilever начал тихонько осваивать Африку и Латинскую Америку.

Когда же Европу окончательно оккупировали нацисты, компания решила инвестировать средства в безопасную Америку. Так они поневоле совершили первые свои крупные сделки. Приобрели Lipton (1943), Pepsodent (1944) и еще несколько брендов.

Резкий взлет

Им понравилось и в 1950-х ребята купили Sunsilk в Великобритании и Dove в штатах. Плюс, еще несколько брендов поменьше.

При всех этих покупках, к середине 1960-х мыло и маргарин (с чего все началось) все еще приносило компании 50% прибыли.

Основные бренды и суббренды компании Unilever
Основные бренды и суббренды компании Unilever

Тут на сцене появляется Procter&Gamble, который начинает отгрызать долю рынка мыла и моющих средств. Посмотрев на конкурента и шаткость своего локомотивного продукта, Unilever решает прокачивать себя в других направлениях (диверсифицировать деятельность).

Еще несколько покупок и мы подошли к 1978 году. Происходит самая крупная сделка в истории Америке (на тот момент). За $487 млн Unilever приобретает National Starch. Мощного поставщика продуктовых ингредиентов.

Бюджет Пиратов Карибского моря 3 - $300 млн, а тогда это была крупнейшая сделка и космические деньги.

Закрепить позиции

В 1984 году случилось первое в истории компании враждебное поглощение. Производитель чая Brooke Bond оказался лакомым куском для Unilever.

Дальше ребята начало активно скупать вообще всего подряд. Оптом и в розницу. В 2000-х каждый месяц говорили про новые покупки или слияния этой компании.

Монстр вошел во вкус и скупал предприятия уже не обращая внимание на их желания. Сейчас Unilever принадлежит уже более 400 брендов.

Контора занимает 2-ое место в мире по продажам продуктов (40% выручки компании) и бытовой химии. Про 1-е место расскажу в следующий раз.