С 2019 года в соответствии с новыми клиническими рекомендациями Министерства здравоохранения РФ «криоконсервация тканей репродуктивных органов является одним из вариантов сохранения репродуктивной функции у онкологических больных», т.е. сохранение спермы и яйцеклеток включено в официальные стандарты терапии бесплодия у онкологических больных.
До сих пор информацию о возможности сохранения репродуктивных клеток методом криоконсервации при возникновении риска бесплодия в результате такого тяжелого заболевания или его лечения, как онкология, пациенты узнавали, в основном из случайных источников по принципу «сарафанного радио». Но теперь, когда в феврале 2019 г. было выпущено письмо Министерства здравоохранения РФ с новыми клиническими рекомендациями по терапии женского бесплодия, в котором впервые особое внимание уделено онкобольным. о том, что существует реальная возможность сохранить свой генетический материал для использования в будущем, смогут узнать практически все пациенты, которых особенно волнует эта проблема. Более того, как считает руководитель банка репродуктивных клеток «Репробанк» Автандил Чоговадзе, логично было бы включить процедуру криоконсервации половых клеток, особенно в случаях онкологических заболеваний, в программу ОМС.
В соответствии с упомянутым документом, показаниями для криоконсервации генетического материала являются:
- необходимость хранения половых клеток, эмбрионов и/или тканей репродуктивных органов с целью дальнейшего использования при лечении бесплодия с применением ВРТ;
- необходимость хранения половых клеток, эмбрионов и/или тканей репродуктивных органов до начала проведения химиотерапии и/или лучевой терапии у онкологических больных;
- необходимость хранения донорских половых клеток для использования при лечении бесплодия в программах ВРТ;
- хранение половых клеток, эмбрионов и/или тканей репродуктивных органов по желанию пациента, в том числе в случае «отложенного материнства».
Справедливости ради нужно сказать, что воспользоваться этой процедурой смогут только те женщины, которым предварительно стимулировали суперовуляцию, т.е. это когда в яичниках созревает достаточное количество яйцеклеток. По мнению г-на Чоговадзе «сохранять одну-две яйцеклетки, которые формируются при нормальном цикле, нет смысла, поскольку для получения одного жизнеспособного эмбриона необходимо 4-5 клеток, и у них еще 25-30 процентов шансов на выживание. Поэтому надо сохранять 15 – 20 яйцеклеток».
Как писала в свое время «Московская правда», онкологи и химиотерапевты не считают своей ответственностью сохранение репродуктивных функций у пациентов, для них первостепенная задача – вылечить само заболевание. Теперь ситуация должна кардинально измениться, поскольку услуги сохранения репродуктивного материала включены в перечень клинических стандартов что предполагает обязанность врачей информировать пациентов о такой возможности, или даже целесообразности. Прежде, когда у пациентов диагностировали рак, в первую очередь им назначали лечение, в том числе химиотерапию, в результате которого они становились бесплодными, и сохранение биоматериала на будущее считалось личной заботой больных.
Пока процедура будет платной и достаточно дорогостоящей, во-первых, потому что стоимость препаратов для стимуляции высока, а во-вторых, если опухоль гормонозависимая, то суперовуляция может быть вообще противопоказана. Но первый шаг на пути стандартизации уже сделан. И это обнадеживает.
По материалам издания «Московская Правда»
Источник - Европейский Центр Суррогатного Материнства