В Волгограде сохранился первый небоскреб города – каланча первой пожарной части Царицына. Раньше с высоты 12 этажей практически весь дореволюционный город просматривался от края до края. Да и небо тогда, наверное, было ближе. Сегодня даже знаменитую Родину-мать с верхней площадки не увидать. Но панорама все равно открывается замечательная.
Здание построили в 1891-97 годах. Кто автор его проекта, неизвестно. Хотя в Википедии упоминается брандмейстер Струмбе, документального подтверждения эта версия не имеет. Башня по своей архитектуре уникальна, что особенно ценно для провинциального городка, каким был Царицын конца XIX века. Аналогов ей нет ни в одном городе тогдашней Российской империи.
Сооружение нужно было огнеборцам не только для мониторинга. Каланча имела и сугубо технологическое назначение: в ней сушили длинные пожарные рукава. Для этого на блоках их поднимали на самый верх. Винтовая лестница с 207 ступенями идет по кругу, а в центре сквозное пространство.
- С 30-х годов до 1997 года каланчи не было. Хотя в кинолубке Федора Бондарчука «Сталинград» она торчит в виде обломанного зуба. В 1934 году в Ленинграде убивают Кирова. И началась истерия по поводу возможных покушений на лидеров партии и правительства. Стали убирать высокие точки возле зданий управленческий органов, - рассказывает руководитель реставрации здания Сергей Сена. – К тому времени каланча еще не была ветхой – у нее внизу толщина стена 1,6 метра, а наверху – 70 сантиметров. Поэтому сносить по возрасту ее не было необходимости. Но в Сталинградскую битву здание вошло уже без башни.
Во время войны оно пострадало, но 1948-52 годах «пожарку» восстановили. Сегодня здесь расположены комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области и приемная президента РФ. Последняя, кстати, находится в том отделе здания, где раньше стояли экипажи, на которых пожарные выезжали тушить пламя. Ряд из восьми широких ворот – как и в современных пожарных частях – сразу выдает первоначальное предназначение строения.
А вообще какие только учреждения здесь ни бывали за век с лишним: заседали чиновники, библиотекари, банкиры, члены спортивных обществ. Кстати, вероятно, с коммерческой деятельностью одной из организаций связан пожар 1994 года. Только в 2001 году дом отстроили в историческом облике, вернув ему башню.
Впрочем, у архитектора Сены была еще одна задумка, которую пока реализовать не удалось. По окружности каланчи он наметил места, где можно бы разместить часы с курантами. Внутри даже можно заметить небольшие отверстия – точно на месте центра предполагаемых циферблатов.
- Для часов были сделаны своеобразные ниши – это задел на будущее. Может быть, их здесь никогда и не будет, - признает Сергей Львович. – Хотя было бы забавное сосредоточие в центре города зданий с часами. Кроме каланчи, это вокзал и главпочтамт, у которого тоже есть две башни с циферблатами: для московского и местного времени, которые раньше различались.