Широко распространено мнение, что бойцам Красной Армии запрещалось пользоваться трофейным оружием, а тем, кто ослушался, грозил трибунал.
В качестве доказательства бралась цитата из "ПРИКАЗА О СБОРЕ И ВЫВОЗЕ ТРОФЕЙНОГО ИМУЩЕСТВА за номером 05 от 5 января 1943 г
А еще существовал приказ за N 6 от 05.01. 1943 г. Это было "ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОТЕ ТРОФЕЙНЫХ ОРГАНОВ КРАСНОЙ АРМИИ" в котором говорилось:
Так неужели, действительно, под угрозой трибунала запрещено было пользоваться трофейным оружием?
На самом деле, это не более чем заблуждение, а, возможно, просто умышленная спекуляция.
Естественно, как в любой другой армии мира, трофейное оружие не могло быть личным оружием военнослужащего.
Как известно, оружие, полагающееся по штату, заносилось в соответствующие документы, но никто не запрещал во время боевых действий пользоваться трофейным оружием. К примеру, применение трофейных фаустпатронов даже приветствовалось. Но это, конечно, не штатное номерное оружие.
Многие ветераны вспоминали, как они пользовались трофейным оружием во время боев, а если была возможность, то и таскали его с собой в промежутках между боями.
Совсем другое дело было во время переформировки частей, когда бойцы просто обязаны были сдавать трофейное оружие. То есть, вооружение части приводилось в порядок, согласно штатам.
И тут н не должно возникать никаких вопросов. Попытайтесь обеспечить боеприпасами подразделение, имеющее разнокалиберное вооружение. В СССР отказывались от бензиновых танков союзников, предлагаемых по ленд-лизу в большей степени не потому, что они были пожароопасные, а потому что, сложнее было обеспечить крупное танковое соединение разными видами топлива.
Кстати, в приказе N 6 от 05.01. 1943 г. был еще один, очень интересный пункт за номером 6 :
Так что, ни о каком наказании за пользование трофейным оружием не может быть и речи и сказки про трибунал, это не более, чем страшилки. Да и звучит этот запрет не иначе как абсурд. А почему это оружие впоследствии изымалось, мы уже обговорили раннее.
Кстати, в в приказе N 6 от 05.01. 1943 г. так же требовалось, чтобы на различных видах трофейной техники были наклеены объявления, что она являются государственной собственностью и за его порчу или хищение полагается трибунал.
Трофейное оружие, попавшее в руки военнослужащего, автоматически становилось собственностью Советского государства, точно так же, как и его личное оружие являлось государственной собственностью. Соответственно, это государство и определяет правила пользования своей собственностью.
А упоминание в приказе о трибунале за пользование трофейным оружием и техникой было для того, чтобы предотвратить порчу имущества и техники, ее разукомплектацию, а так же предотвратить распространение оружия среди гражданского населения и уволенных в запас военнослужащих, у которых может возникнуть соблазн прихватить с собой "на память" неучтенное трофейное оружие.