В российской школе давно существует пятибалльная система оценивания. Однако на практике единицу учителя не используют. Да и двойка - редкая птица в итоговой аттестации. Таким образом у российского учителя только три оценки, которыми он может без вреда для своего здоровья и здоровья ученика оценить знания последнего: три, четыре, пять - вот и весь арсенал.
В текущей успеваемости двойки могут проскакивать, а вот в итоговой их стараются не нытьём так катанием ликвидировать и волшебным образом превратить в тройку. С тех самых пор, как систему образования приравняли к сфере услуг двойка, которая по своей сути должна иллюстрировать качество ученических знаний, умений, уровня владения компетенциями, если хотите. Двойка стала показателем качественного или некачественного оказания услуг, со всеми вытекающими последствиями.
Статья 5. ФЗ об образовании: "Об образовании в Российской Федерации"
Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
2. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
3. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Школа - сфера услуг?
С одной стороны, образование в РФ всеобщее, доступное, а основное общее и среднее общее образование - являются обязательными, а с другой стороны, образование - это услуга. И если ученик получает «два», то это стали трактовать, как некачественно оказанную услугу, влекущую юридические последствия. То, что у ученика память плохая, родители не контролируют присутствие его на занятиях, в классе сорок человек и до всех достучаться невозможно - это всё неважно. Ты должна была научить и не научила. Отвечай. Я знаю коллег, которые в своём деле большие профессионалы, но им приходилось оправдываться за «двойку», доказывать, что достойна быть учителем, что она всё сделала, чтобы ребёнок справился с программой, но пока количество ошибок в диктантах не позволяют ставить «три». Это очень унизительно. Не каждый имеет силу духа отстаивать свою позицию. Проще поставить «три».
В «двойку» можно вкладывать разные смыслы:
- государство считает, что «2» - это показатель некачественно оказанной услуги;
- родители могут воспринимать «2», как средство наказания ученика;
- учитель, ставя «2» подаёт сигнал SOS: у ребёнка не получается, надо с этим что-то делать.
Если учитель и родитель вкладывают одинаковый смысл в неудовлетворительную оценку, то есть шанс на движение к успеху, а если нет, то почва для конфликта готова. Одна из главных проблем в понимании «2» состоит в том, что учитель оценивает знания, готовность к уроку, выполненное задание, а ученик и родитель очень часто считают, что оценивается личность ребёнка. Поэтому очень часто можно слышать фразу: «Она меня не любит, поэтому заваливает двойками».
Я считаю, что «двойки» не надо бояться, если она не является системной оценкой. Важно понять причину «двойки» и работать над её искоренением.
С уважением, учитель истории Екатерина Узакова
Гимназия №1 города Челябинска.