Найти тему
История с Vir Magnus

Что Матильда Кшесинская говорила о советском балете?

В продолжение статьи о судьбе Матильды Кшесинской после революции хотелось бы также остановиться на том, как она относилась развитию балетного искусства в Советской России. Прожив в эмиграции до 1971 года, Кшесинская застала успехи Галины Улановой, Майи Плисецкой и других звёздных балерин СССР.

Матильда Кшесинская
Матильда Кшесинская

В мемуарах Кшесинской, изданных в 1960 году, есть отдельная глава под названием "Моё мнение о балетных артистках", где Матильда Феликсовна рассуждала о развитии танцевального искусства в мире.

"Современные танцовщицы много сильнее прежних по своей технике, и в этом я ничего не вижу плохого", отмечала Кшесинская. При этом она сетовала, что зачастую новое поколение балерин уделяет всё внимание технике и совсем не развивает артистические данные. По словам Кшесинской, мало кто из новых танцовщиц мог бы продемонстрировать такую силу игры, как воспитанницы старой русской балетной школы Анна Павлова, Тамара Карсавина или Ольга Спесивцева:

"К сожалению, теперь артистки стали забывать в угоду бешеной технике, что техника без души и сердца мёртвое искусство, смотришь и удивляешься, до чего можно дойти, но душе и сердцу это ничего не говорит".

Исключением из общей тенденции она считала артистов советского Большого театра. В 1958 году труппа Большого приезжала на гастроли в Париж, и Кшесинская осталась в восторге от выступления соотечественников:

"Я плакала от счастья… Я узнала прежний балет… Это был тот самый балет, который я не видала более сорока лет. Душа осталась, традиция жива и продолжается. Конечно, техника достигла большого совершенства. [...] Большая заслуга в том, что в России, как нигде, сумели примирить и, я бы сказала, сочетать технику и искусство".

Тогда, в 1958 году, звездой гастрольной труппы Большого театра была советская прима Галина Уланова.

Галина Уланова и Юрий Жданов в балете "Ромео и Джульетта", 1954 год.
Галина Уланова и Юрий Жданов в балете "Ромео и Джульетта", 1954 год.