После моей статьи «Если бы вдруг решили самураи…», в которой я достаточно подробно изложил состав Квантунской армии в 1941 году, сразу же, вполне ожидаемо, появились просьбы столь же подробно дать её состав в 1945 году. То есть на тот момент, когда Красная Армия начала Маньчжурскую операцию.
Интерес понятен, ведь такой информации нет не только на русском языке, но даже посетив японскую часть Интернета, я понял, что сходу там тоже ничего такого, что хотелось бы найти, увы, не видно. Во всяком случае, нет, например, статистики по основному вооружению, в первую очередь по танкам и самолётам.
Потому, с 45-м годом ситуация несколько сложнее, но я все-таки попробовал в ней разобраться.
Итак, давайте начнём с того, что согласно русскоязычной Википедии на 30-е июля 1945 года,
... в составе Квантунской армии были 1-й, 3-й и 17-й (с 10 августа) фронты, 4-я отдельная армия (всего 31 пехотная дивизия, 11 пехотных и 2 танковые бригады, бригада смертников, отдельные части), 2-я и 5-я (с 10 августа) воздушная армия, Сунгарийская военная речная флотилия. Главнокомандующему Квантунской армией также подчинялись следующие войска: армия Маньчжоу-Го (2 пехотных и 2 кавалерийских дивизии, 12 пехотных бригад, 4 отдельных кавалерийских полка), армия Мэнцзяна (4 пехотных дивизии) и Суйюаньская армейская группа (5 кавалерийских дивизий и 2 кавалерийских бригады). Всего войска противника имели в своем составе: свыше 1 млн. человек, 6260 орудий и миномётов, 1155 танков, 1900 самолётов, 25 кораблей. 1/3 войск вражеской группировки располагалась в приграничной зоне, главные силы — в центральных районах Маньчжоу-го. У границ с Советским Союзом и МНР имелись 17 укрепрайонов.
Я специально взял Википедию, так как там дается некий усреднено-обобщенный вариант имеющейся в разных источниках информации.
В данном случае претензий к Википедии по составу Квантунской армии нет. А вот что касается численных значений, то они сразу вызывают массу вопросов, причём недоуменных. Например, если есть всего две танковых бригады, то, как распределена в войсках указанная тысяча танков?
Потому, давайте, как говорил первый президент СССР, возьмём и углубим, исходя из того, что если разбирать всё подробно, то на очень многие вопросы сразу появляются ответы.
Для этого берем более серьёзные источники, и смотрим подробный состав Квантунской армии на 30 июля 1945 года.
1-й фронт противостоит советскому 1-му Дальневосточному фронту, в его составе 3-я и 5-я армии.
В составе 3-й армии 79-я, 112-я, 127-я и 128-я пехотные дивизии, 132-я смешанная бригада, и 101-й смешанный полк, три артиллерийских полка, отдельная миномётная и артиллерийская роты, гарнизон укрепленного района Наджин (ныне северокорейский Расон), примерно равный бригаде.
В 5-й армии 124-я и 126-я пехотные дивизии, 15-й пограничный гарнизон, противотанковый батальон, артиллерийский полк и три артиллерийских дивизиона, миномётный батальон, инженерный полк и крепостной отряд (примерно с батальон).
Во фронтовом подчинении 122-я, 134-я и 139-я пехотные дивизии и инженерный полк.
Теперь про 3-й фронт, который противостоит советскому Забайкальскому фронту. В составе 3-го фронта две армии: 30-я и 44-я.
В 30-й армии 39-я, 125-я, 138-я и 148-я пехотные дивизии, три артиллерийских полка и три отдельных артиллерийских дивизиона, минометный батальон и инженерный полк.
В составе 44-й армии 63-я, 107-я и 117-я пехотные дивизии, танковая и мобильная бригады, два артиллерийских полка и противотанковый батальон.
Непосредственно во фронтовом подчинении 108-я и 136-я пехотные дивизии, танковая и мобильная бригады, 79-я, 130-я и 134-я смешанные бригады, кавалерийский полк и три укрепрайона.
Фронту подчинено 22-е командование ПВО, в составе которого два полка и шесть отдельных зенитно-артиллерийских дивизионов, три прожекторных батальона, одинадцать отдельных рот, вооруженных 20-мм пушками.
4-я отдельная армия действовала против 2-го дальневосточного фронта, и в её составе 119-я, 123-я и 149-я пехотные дивизии, 80-я, 131-я, 135-я и 136-я отдельные смешанные бригады, мобильная бригада, разведывательный полк, артиллерийский, минометный и противотанковый батальоны.
Отдельная 34-я армия, которая позже вошла в состав сформированного 17-го фронта защищавшего Корею, имела следующий состав: 59-я и 137-я пехотные дивизии, 133-я смешанная бригада, артиллерийский полк, артиллерийский и минометный батальоны, Гэндзанский укрепрайон.
Формально ещё существовали армия Маньчжоу-Го, армия Мэнцзяна и Суйюаньская армейская группа, в которых по советским источникам считалось 6 пехотных и 7 кавалерийских дивизии, 12 пехотных и 2 кавалерийских бригады, 4 отдельных кавалерийских полка. Но даже если принять эти цифры, то надо понимать, что не всё, что называлось дивизией, на самом деле являлось хотя бы полком, не говоря уж про боеспособность, которая была нулевой.
Теперь про авиацию.
2-я воздушная армия включала 15-ю авиационную бригаду, в которую входил 104-й авиационный полк. 25-я и 81-я отдельные эскадрильи. Всего 40 истребителей Ki-84 и 45 истребителей Ki-45.
Правда, это ещё не всё, так как имелось много различных учебных частей, и в составе некоторых из них были боевые самолеты. Всего, включая учебные и авиацию Маньчжурской армии, имелось около тысячи исправных самолётов, из которых лишь 230 боевых: 170 истребителей, 20 штурмовиков, 20 тяжелых и 20 легких бомбардировщиков.
В боях против СССР участвовал и 90-й полк 5-я воздушной армии, расположенной в Китае, самолеты полка Ki-48 совершили около 20 вылетов 14-го августа.
В Корее располагалось несколько авиационных частей, но в боях с советской авиацией они участия не принимали, их задачей была борьба с американцами.
Как мы видим, упоминаемые в советских источниках почти две тысячи японских самолётов, уменьшаются вдвое, среди них далеко не все боевые, и далеко не все находились в зоне боевых действий. Даже если считать, учебные, транспортные и всю прочую вспомогательную авиацию.
Теперь про танки. Точной статистики по танкам на 45-й год по Квантунской армии я не нашел, единственная цифра, которая есть в японских источниках относится к июлю 1944 году, это около 500 танков. Едва ли количество танков могло после этого увеличиться, так как дело обстояло скорее наоборот. Квантунская армия, будучи в начале войны сосредоточением элитным соединений, во второй половине войны служило источником для затыкания дыр. Сформированные в 42-го году танковые дивизии были отправлены: одна на Филиппины, вторая на Сайпан, а затем в метрополию. В метрополию, были в 45-м году отправлены и наиболее боеспособные пехотные дивизии — нетрудно заметить, что в 45-м году все дивизии Квантунской армии были из числа вновь сформированных.
Возвращаясь к танкам, надо исходить из того, что реально имелось лишь четыре танковых полка, это, считая 80-90 танков в каждом полку, составит не более четырех сотен танков. Формально, танки могли быть в пехотных дивизиях, ранее штатами такое предусматривалось. Но все дивизии с номерами выше сотни, танковых частей в своем составе не предусматривали, а других в Квантунской армии тогда не было. Могли быть небольшие танковые подразделения в кавалерии, в охранных частях, даже в укрепленных районах, но это подразделения в которых было не более десятка малых танков. Поэтому по самым максимальным оценкам, Квантунская армия могла иметь не более пятисот танков, включая неисправные. Причем, качество этих танков мягко говоря не самое лучшее, они даже для старых советских БТ и Т-26 в серьезные противники не годились.
Что касается общей численности, то в 1943 году собственно Квантунская армия имела около 600 000 человек. А к концу 1944 года от неё осталось более 300 000 человек, хотя в 45-м году численность могла подрасти, что едва ли повлияло на боеспособность. Правда, это без учета всяких формирований типа армии Маньжоу-Го, войск в Корее и пр., которые к Квантунской армии не относились, но учитывать их стоит, так как операция Красной Армии затрагивала и Корею.
Есть такой документ в американских источниках времен войны, где японский Генштаб оценивает боеспособность соединений Квантунской армии. В оценку входили укомплектованность живой силой и техникой и уровень боевой подготовки. Так вот из всех дивизий и бригад только четыре оценивались от 60% до 80%, четыре в 35% и двадцать пять — 15-20%.
Как говорится, лучше и не комментировать эти цифры.
Если сравнить состав Квантунской армии в 1941 году, с тем, что стало к 45-му, видно, что силы её уменьшились существенно, в первую очередь качественно. Это при том, что на другой стороне фронта стояла отнюдь не Красная Армия образца 41-го года, а намного более сильные войска во всех отношениях.
Но стоит учесть один важный фактор. Советская разведка оценивала Квантунскую армию именно так, как указано в сегодняшней Википедии. Более точной информации у нас не было до осени 1945 года, когда уже смогли реально посчитать трупы, пленных и трофеи. Кстати и не одни мы, в американских разведанных были такие же цифры. Другое дело, что советские историки после войны в своих трудах предпочли выбрать (почему-то) именно данные разведки, а не реальные цифры.
Важно, что советское командование оценивало японские силы явно больше, чем они того заслуживали, и это во многом хорошо. В результате было сосредоточено гораздо больше войск для наступления, и сам операция прошла успешнее, и с меньшими (что важно) потерями. Не следует забывать и то, что местность была на стороне обороняющегося, то есть японцев.
Для полного сравнения, конечно, стоит привести те силы, которые на Квантунскую армию обрушились, но это уже, разумеется, в отдельной статье.
Первоначальная версия этой статьи была опубликована тут
Рекомендую так же мою статью «Если б вдруг решили самураи?», про состав Квантунской армии в 1941 году.