Имя родившегося в 1881 году в Житомире потомственного дворянина Волынской губернии, героя русско-японской войны, капитана 1-го ранга Алексея Михайловича Щастного большевиками было вымарано из нашей Истории. Его героическое поведение во благо России в первые месяцы Советской власти было названо контрреволюцией. А публичное объявление истинных стремлений пришедших к власти – фальсификацией. Но между тем…
Намеченным курсом
Сын генерала-артиллериста избрал стезю морского офицера и последовательно окончил: в 1896 году Владимирский Киевский кадетский корпус, в 1901 году — вторым по успеваемости Морской корпус, в 1905-м — Минный офицерский класс.
В Русско-японскую войну служил на крейсере «Диана», охраняя подступы к Порт-Артуру, и отличился 10—11 июня 1904 года при отражении атак японских миноносцев, 26 июня — при обстреле сухопутных войск противника и 28 июля в сражении с японским флотом в Жёлтом море. За военные заслуги в тот период награждён орденом Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом.
После интернирования 11 августа крейсера «Диана» в Сайгоне (ныне – Хошимин, Вьетнам) отбыл в Россию. 11 апреля 1905 года произведён в лейтенанты и лишь 6 декабря 1910-го, спустя пять с половиной лет произведён в чин старшего лейтенанта. В 1908 году участвовал в V Всероссийском электротехническом съезде в Москве. 14 апреля 1913 года произведён в кавторанги (капитан второго ранга).
Февральскую революцию 1917 года Алексей Щастный встретил штаб-офицером для поручений при штабе Командующего флотом Балтийского моря. 1 марта командующий Балтийским флотом вице-адмирал Андриан Иванович Непенин (1871—1917) по прямому проводу донёс Государю, что «не признал возможным протестовать против призыва Временного Комитета», и 4 марта в Гельсингфорском (ныне – Хельсинки, Финляндия – прим. авт.) порту был застрелен матросом береговой минной роты Петром Грудачёвым и тремя другими пьяными матросами. С мая Щастный — флаг-капитан (начальник штаба флота, не адмирал) штаба избранного матросами Командующим Балтийским флотом вице-адмирала Андрея Семёновича Максимова (1866 —1951), а затем, с 1 июня по 5 июля, — контр-адмирала Дмитрия Николаевича Вердеревского (1873—1947). С июля 1917 года Алексей Щастный — капитан 1-го ранга.
Верный присяге и долгу, сторонящийся от политических процессов, охвативших Россию, морской офицер и после октябрьского переворота остался на своём посту. В январе 1918 года Щастный, согласно революционному мандату большевиков — Первый помощник начальника военного отдела Центробалта, де-факто возглавил Балтфлот.
Ледовый поход
Спасая от захвата кораблей Балтийского флота наступающими немецкими войсками в феврале 1918 года Щастный отдал распоряжение и сам руководил перебазированием кораблей, находившиеся в порту российского Ревеля (ныне – Таллинн, Эстония), в порт российского Гельсингфорса (ныне – Хельсинки, Финляндия). 25 февраля — за несколько часов до того, как немецкие части вошли в Ревель, последние корабли русской эскадры его покинули и вышли в открытое море.
На этом мытарства русского флота не закончились. 3 марта большевики заключили с немцами сепаратный «Брестский мир» — Брест-Литовский мирный договор, согласно шестой статье которого, все русские корабли должны были покинуть финляндские порты. Пока лёд сковывал Балтику, на кораблях должны были оставаться лишь «незначительные команды».
Щастный принял решение не дожидаться ледохода, а перевести корабли флота из Гельсингфорса в Кронштадт. Первыми 12 марта в сопровождении двух ледоколов вышли четыре линейных корабля и три крейсера. Вскрыв льды, 17 марта они благополучно прибыли в Кронштадт. 4 апреля из Гельсингфорса вышли два линкора, два крейсера, включая крейсер «Диана», и две подводные лодки. Второй конвой, за исключением получившей повреждение и вернувшейся одной подводной лодки, прибыл в Кронштадт 10 апреля.
Этот поход получил название морского Ледового (не путать с Ледяным! – прим. авт.).
5 апреля исполнявший дела Щастный был официально назначен начальником Морских сил («наморси») Балтийского моря.
С 7 по 11 апреля пятью эшелонами при поддержке четырёх ледоколов из Гельсингфорса в Кронштадт были перебазированы 45 эсминцев,
3 миноносца, 10 субмарин, 5 минных заградителей, 6 тральщиков,
11 сторожевых кораблей и 81 вспомогательное судно.
Щастный покинул Гельсингфорс на штабном корабле «Кречет» 11 апреля. Спустя всего три дня, 14 апреля, город был взят немецкими войсками.
Последний борт пришвартовался в Кронштадте 20 апреля.
За время перехода не было потеряно ни одного судна. Всего было перебазированы 236 кораблей и судов, включая 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев и 12 подводных лодок.
Приговор за спасение
Однако уже 27 мая по личному распоряжению народного комиссара по военным и морским делам Льва Давидовича Троцкого (1879—1940) Щастный «за преступления по должности и контрреволюционные действия» был арестован. Свою вину в паникёрстве и углублении пропасти между флотом и советской властью Щастный не признал. В чём же ещё обвиняли спасителя кораблей Балтийского флота большевики? Из приговора становится понятно, что так разгневало новую власть. В Совете комиссаров флота и в Совете флагманов он разгласил страшную государственную тайну, предъявив документы о якобы имеющемся у советской власти секретном соглашении с немецким командованием об уничтожении флота или о сдаче его немцам.
В приговоре по делу говорилось: «Именем Российской Социалистической Федеративной Советской Республики Революционный трибунал при ВЦИК Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов, заслушав в открытых заседаниях своих от 20 и 21 июня 1918 г. и рассмотрев дело по обвинению бывшего начальника морских сил Балтийского флота гр. Алексея Михайловича Щастного, 37 лет, признал доказанным, что он, Щастный, сознательно и явно подготовлял условия для контрреволюционного государственного переворота, стремясь своею деятельностью восстановить матросов флота и их организации против постановлений и распоряжений, утверждённых Советом Народных Комиссаров и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом. С этой целью, воспользовавшись тяжким и тревожным состоянием флота, в связи с возможной необходимостью, в интересах революции, уничтожения его и кронштадтских крепостей, вёл контрреволюционную агитацию в Совете комиссаров флота и в Совете флагманов: то предъявлением в их среде провокационных документов, явно подложных, о якобы имеющемся у Советской власти секретном соглашении с немецким командованием об уничтожении флота или о сдаче его немцам, каковые подложные документы отобраны у него при обыске; то лживо внушал, что Советская власть безучастно относится к спасению флота и жертвам контрреволюционного террора; то разглашая секретные документы относительно подготовки на случай необходимости взрыва Кронштадта и флота; то ссылаясь на якобы антидемократичность утверждённого СНК и ЦИК Положения об управлении флотом, внося, вопреки этому Положению, в Совет комиссаров флота на разрешение вопросы военно-оперативного характера, стремясь этим путём снять с себя ответственность за разрешение таких вопросов; то попустительствовал своему подчинённому Зелёному в неисполнении распоряжений Советской власти, направленных к облегчению положения флота, и замедлил установление демаркационной линии в Финском заливе, не исполняя своей прямой обязанности отстранения таких подчинённых от должности; то под различными предлогами на случай намеченного им, Щастным, переворота задерживал минную дивизию в Петрограде; и всей этой деятельностью своей питал и поддерживал во флоте тревожное состояние и возможность противосоветских выступлений. Принимая во внимание, что вся эта деятельность Щастного проявлялась им в то время, когда он занимал высокий военный пост и располагал широкими правами во флоте Республики, Трибунал постановил: считая его виновным во всём изложенном, расстрелять. Приговор привести в исполнение в течение 24 часов».
За спасение российского Балтийского флота Революционным трибуналом при ВЦИК, несмотря на слабую доказательную базу обвинения, 21 июня 1918 года Щастный был приговорён к расстрелу – высшей мере наказания, восстановленной большевиками лишь 13 июня. 22 июня в 4 часа 40 минут Алексей Щастный был расстрелян в Москве в скверике Александровского военного училища и тайно захоронен в безымянной общей могиле Всехсвятского кладбища, близ Храма Всех Святых на Соколе.
***
Капитан Алексей Щастный спас Балтийский флот от его сдачи немцам, за это был обвинён в измене делу революции и стал первым, к кому при Советской власти по суду была применена высшая мера, а его имя забыто на долгие годы.