Наследники престола не любили учиться
Наследник-цесаревич — это вам не шутки. Ему предстоит править огромной страной. Его нужно воспитать, дать хорошее образование. Это так. Однако на практике выходило несколько по-другому.
Знал, да забыл
До Петра I московские цари из числа Романовых не блистали образованностью. Отец Петра – Алексей Михайлович – обучился чтению, письму и церковному пению. Собственно, на этом его образование закончилось. При этом Алексей Михайлович считался «книжным человеком» - у него была библиотека из 13 книг.
Петр I, в общем-то, самоучка. А после него началась эпоха дворцовых переворотов. Две Екатерины, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна – все они, в сущности, случайные люди на троне. Их не готовили к царствованию с детства. И, соответственно, не давали какого-то специального образования.
Зато к царствованию готовили Петра III. В 14 лет его привезли из Голштинии и объявили наследником русского престола. Нельзя сказать, чтобы Елизавета Петровна была особо образованной женщиной. Но даже она поразилась невежеству своего племянника. И его усадили за парту. Обучением Петра Федоровича руководил академик Якоб Штелин.
Академик уверяет, что Петр обладал прекрасной памятью. Любил математику, артиллерию и фортификацию. Мог перечислить всех государей от Рюрика до Петра I. Но ученик вскоре заболел. А выздоровев, женился. А женившись, по словам Штелина, «великий князь забывает все, что учил».
Павла I обучали на совесть. Его воспитателем был Никита Панин, выдающийся дипломат, много лет проживший в Европе.
Хотелось бы сказать: какое образование человек получил, таким он и вырастет. Увы, жизнь гораздо сложнее. Образование еще ничего не гарантирует. Никакой закономерности не просматривается.
Павел I получил светское образование. Упор на военную подготовку не делался. Однако Павел увлекся именно военным делом.
Никита Панин составлял конституционные проекты. Он был убежден, что самодержавную власть нужно ограничить. Его ученик Павел, став императором, даже не думал об ограничении своей власти.
Били не со злобы, а по убеждению
Сыновья Павла стали, можно сказать, жертвами педагогических экспериментов. Их учили в соответствии с модой. Александра I воспитывала бабка – Екатерина II. Она была поклонницей педагогических идей Руссо. Лучше всего, мол, воспитывает природа, а детям нужно давать максимум свободы.
Среди учителей Александра выделялся швейцарец Цезарь Лагарп, убежденный республиканец. Он привил своему ученику свободолюбивые взгляды, которые тот сохранил на всю жизнь, но ни разу в жизни не применил их на практике. Когда Александр сделался императором, Лагарп приехал в Россию. И начал давать советы. Но вскоре убедился, что ученик, сделавшись самодержцем, в его советах не нуждается.
А вот воспитанием Николая I занимался папаша – Павел I. Он совсем не разделял идей Руссо. И отдал младших детей – Николая и Михаила – генералу Ламсдорфу. У генерала была своя метода. Он бил августейших воспитанников линейкой, а иногда и ружейным шомполом. Привязывал к ручке кровати и порол розгами. Мог ударить будущего императора Николая I головой об стену так, что тот лишался чувств. «Время было такое: били людей по убеждению, а не из злобы», - пишет современник.
Даже профессиональные историки часто утверждают, что Николай I был невежественным солдафоном. Он, дескать, третий сын, шансов занять престол не имел, поэтому учили его кое-как. Это полная чепуха. Во-первых, любой член императорской фамилии в XIX веке получал достаточно приличное образование. Во-вторых, Александр I не имел сыновей, второй брат - Константин - всегда испытывал отвращение к престолу, так что перспективы Николая занять трон просматривались задолго до 1825 года.
С 13 лет Николая стали учить по тогдашней университетской программе. Заодно давали и военное образование. Из Николая вышел превосходный военный инженер. А вот гуманитарные науки, кроме истории, он не жаловал. На уроках правоведения они с братом Михаилом «или дремали, или рисовали какой-нибудь вздор». А потом к экзаменам выучивали кое-что «в долбежку», «без плода и пользы для будущего».
А ведь историю права великим князьям преподавал не кто-нибудь, а Михаил Балугьянский, первый ректор Петербургского университета. По отзывам современников, «преподаватель одушевленный и увлекательный». Видимо, дело не в том, что Николая плохо учили, а в том, что он учился только тому, что было ему интересно. Поэтому и называл свое образование «бедным», а годы ученичества считал «потерянными».
В 1816 году 22-летний Николай совершил поездку по России. Это войдет в традицию – наследник престола знакомится со страной, которой ему предстоит править. Хорошая традиция, ничего не скажешь.
Кушал один суп
Император Николай I – жесткий правитель. И суровый отец. Но в плане педагогики он, пожалуй, либерал. И просто хороший человек.
Николаю в детстве не давалась латынь – он убрал ее из учебной программы своего старшего сына Александра. Его в детстве лупили шомполом – он вообще отменил телесные наказания для своих детей. Их наказывали по-другому. Самая страшная кара – запрет встречаться с родителями. Менее страшная – диета. К примеру, цесаревич Александр Николаевич не выучил стихотворение, поэтому «за обедом кушал один суп».
До шести лет Александр, как и положено, был на попечении нянек и бонн-англичанок. А потом началось воспитание и образование. Мальчиков в императорской семье готовили в военные. Поэтому учителями могли быть штатские люди, но воспитателем – только офицер. Таким офицером стал капитан Карл Мердер. «Он был прирожденный педагог, тактичный и внимательный», - пишет Ольга Николаевна, сестра Александра II.
Обучением будущего императора руководил поэт Жуковский. Это было весьма прогрессивное решение – не генерал, а поэт.
Считается, что именно Жуковский дал Александру II хорошее и гуманистическое образование. Однако с этим категорически не согласна великая княжна Ольга Николаевна. Она уверяет, что лишь «благодаря прекрасным преподавателям и Мердеру с его практическим умом влияние Жуковского не принесло нам вреда». Потому что Жуковский «был поэт, увлеченный своими идеалами», но «в детях он ничего не понимал». Может, так оно и было. Поэт женился только в 58 лет, когда закончил с воспитанием цесаревича. И только тогда у Жуковского появились собственные дети.
Александр II воспитывался, прямо скажем, в спартанском духе. Подъем в шесть утра. В семь – начало уроков. В десять вечера – отбой.
Жуковский считал, что военному делу надо обучать только полтора месяца в году, во время каникул. Николай, конечно, такого пренебрежения к военной подготовке потерпеть не мог. Он хотел, чтобы сын был бравым и грамотным офицером. Когда 14-летний цесаревич на параде проскакал галопом вместо рыси, он был посажен под арест на гауптвахту. Это серьезная провинность, это вам не какое-то невыученное стихотворение.
Зачем уроки, если есть министры?
Александр II был хорошо образованным человеком. Но проблема в том, что его младший брат Константин Николаевич еще образованнее. А по мнению многих, и умнее. Это непорядок. Император должен быть во всем лучше своих младших братьев. Александр II решил, что с его детьми именно так и будет.
Старшего сына звали Николай. По-семейному – Никса. Именно он и должен был стать Николаем II.
Сперва Никса учится вместе с младшими братьями – Александром и Владимиром. Но с 1856 года 13-летний Никса начинает учиться отдельно. Все лучшие преподаватели достаются ему. Среди них историк Сергей Соловьев, правовед Константин Кавелин, писатель Иван Гончаров.
Наследник учится блестяще. Он подает большие надежды. Но в 21 год Никса умирает от болезни спинного мозга. Наследником становится Александр Александрович (будущий Александр III).
До этого все внимание уделялось обучению Никсы. Теперь берутся за Александра. Но уже как-то поздно. 20-летний наследник, мягко говоря, не горит желанием возвращаться к школьным урокам. К тому же – в отличие от старшего брата – он никогда не отличался успехами в учебе. «Он не мог одолеть сегодня самого пустого примера десятичных дробей, уверяя, что это для него слишком трудно», - записывает в дневнике воспитатель Александра. А его воспитаннику, между прочим, уже 17 лет.
Годом раньше будущий император сдавал экзамены: три четверки, четыре тройки и тройка с минусом по Закону Божьему. В 19 лет Александр получил на экзаменах две оценки «неудовлетворительно» - по истории и русскому языку.
«Зачем мне учиться? У меня будут грамотные министры», - говорил наследник. Наверное, в этом есть определенная логика.
Среднее образование гвардейского полковника
Александр III не отличался выдающимся интеллектом, зато был физически сильным человеком. И своих сыновей он хотел видеть такими же: «Мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные, здоровые, русские дети».
Николай II не был богатырского сложения, как отец, но вырос физически крепким и выносливым. По словам Сергея Витте, он обладал «средним образованием гвардейского полковника хорошего семейства».
Возможно, Николаю II и не хватало знаний. Но – опять же – это не значит, что ему их не давали. Вряд ли гвардейского полковника учили законоведению и политэкономии. А Николая учили. Причем курс законоведения читал профессор Константин Победоносцев, а политэкономию – профессор Николай Бунге, занимавший в разное время посты министра финансов и председателя Комитета министров.
«Сегодня окончательно и навсегда прекратил свои занятия», - записал в дневнике 22-летний Николай. Из этой записи ясно, что учеба не доставляла ему большого удовольствия.
Но проблема заключалось не в плохом образовании. Александр III почему-то не воспитывал сына как наследника престола, не подпускал его к государственным делам. «Он совсем мальчик, у него совсем детские суждения», - скажет он про сына в 1893 году. «Мальчику» в это время было 25 лет. Через год он станет императором. Абсолютно не подготовленным к управлению огромной державой.
И что в итоге? Можно смело сказать, что российские императоры XIX – начала XX века были вполне себе образованными людьми. Но не более того. Ведь одно дело, когда тебя хорошо учат, а другое – ты хорошо учишься. Скажем, президент США Джордж Буш-младший окончил элитную Академию Филлипса и престижный Йельский университет, входящий в «Большую тройку» американских университетов. Это не мешало ему поражать весь мир своим невежеством.
А российские либералы начала XX века, такие как Павел Милюков, были образованнейшими людьми своего времени. Николай II с ними и рядом не стоял. При этом сначала царь, а потом либералы в 1917 году безвольно и бездарно потеряли власть. Которая в конечном итоге досталась недоучившемуся семинаристу Иосифу Сталину. Видимо, дело тут не в образовании.
Автор текста: Глеб Сташков
________________________ * * * ________________________
Как появился Царскосельский лицей?
Все дети императоров получали домашнее образование. Хотя еще в начале XIX века была идея отправить великих князей Николая и Михаила в германский университет. От нее быстро отказались, но решили создать в России элитное учебное заведение, где вместе с великими князьями учились бы отпрыски аристократических семейств. Мать Николая и Михаила одобрила эти планы, но воспротивился старший брат – Александр I.
Великие князья ограничились домашним образованием, но идея создать элитное учебное заведение осталась. Так появился Царскосельский лицей.
Принцесса любит химию
В Доме Романовых мальчики и девочки четко знали свое предназначение. Мальчики могли стать только военными, а девочки были, так сказать, товаром на экспорт - им предстояло выйти замуж за иностранных принцев.
Девочки обучались по облегченной программе. Но это, разумеется, не значит, что они вырастали необразованными. Ольга Николаевна, дочь Николая I и будущая королева Вюртембергская, пишет, что в детстве «была страстно увлечена химией». Ей показывали «первые опыты электрической телеграфии, изобретателем которой был Якоби. Опыты эти в 1837 году вызывали глубочайшее изумление и в пользу их верили так же мало, как и в электрическое освещение. Уже в то время мы получили понятие о подводных снарядах, впоследствии торпедах».
Августейший педагог
Императрица Александра Федоровна, жена Николая II, произвела своеобразную педагогическую революцию. В отличие от своих предшественниц она лично занималась воспитанием и образованием детей, подбирала учителей, присутствовала на уроках.
Нельзя сказать, что вмешательство императрицы в педагогический процесс пошло на пользу. Учитель французского языка Пьер Жильяр вспоминает, что на первом уроке с великими княжнами был удивлен: они знали гораздо меньше, чем он предполагал.
Особенно тяжело проходило обучение наследника Алексея Николаевича. Страдавший гемофилией мальчик часто болел, так что уроки приходилось надолго прерывать, а потом начинать практически с нуля.