Найти тему

Оружие имени Сталина и его соратников

В те времена в честь руководителей страны высшего эшелона не стеснялись называть города, улицы и пароходы ещё при жизни. Ну и оружие тоже не было исключением. Больше всего имен использовалось при названии танков.

Про танки «ИС» известно многим, но мало кто знает, что танков с таким индексом создавалось в разное время несколько.

Самый известный образец советского вооружения, имевшего индекс ИС, что, как известно, означает «Иосиф Сталин», был тяжелый танк прорыва, созданный во Время Великой Отечественной войны. Сначала появился ИС-1 с 85-мм пушкой, затем более мощный ИС-2 со 122-мм орудием. В конце войны создали ИС-3, но он уже не воевал. Были и другие ИСы, вплоть до ИС-7.

Однако, ещё до появления этой машины, индекс ИС, получали и другие танки.

Впервые это было применительно к боевой бронированной машине в рамках работ по усовершенствованию танка БТ.

В 1935 году свой проект предложил Н.Ф.Цыганов, служивший техником в 4-м танковом полку. Собственно, сам Цыганов никакого технического образования не имел, потому к нему прикрепили группу инженеров, которые делали чертежи, расчеты и прочую квалифицированную работу. Проект нового танка назвали БТ-ИС. От серийных машин БТ его отличала только ходовая часть. Вместо двух ведущих пар колес стало три, из которых первая, вторая и четвертая пары были управляемыми. Предполагалось, что танк сможет на колесах развивать скорость свыше 100 км/час, разворачиваться на месте и двигаться практически бесшумно. Было создано три опытных образца, которые испытывались в 37-38-м годах. Планировали заказать партию из трехсот машин,

Танк БТ-ИС
Танк БТ-ИС

В ходе работ, появился ещё один проект того же автора, с усиленным наклонным бронированием, получивший название БТ-СВ, где «СВ», означало «Сталин-Ворошилов». Танки Цыганова так и не приняли на вооружение, испытания не закончились, а вся группа была арестована.

Танк БТ-СВ
Танк БТ-СВ

Следующий проект танка с индексом ИС относился к классу сверхтяжелых и был предложен в 1940 году. Масса машины должно была составить около 70 тонн, бронирование до 100-110 мм. Вооружение состояло из 152-мм пушки в главной башне. Дополнительно танк имел три малых пулеметных башни, две из которых располагались в носовой части машины, а третья на крыше главной башни и из неё можно было вести огонь по самолётам. Хотя этот проект остался только на бумаге, он был вполне выполним. Ничего сверхсложного в нём не было и аналогичные машины в Советском Союзе реализовывались в металле.

Третий проект танка ИС относился к совершенно иному классу, чем предыдущие два. В 1942 году на базе танка КВ создали машину, называвшуюся «объект 233» или КВ-13. Новый танк во многом походил на КВ-1, но был меньших размеров, массой около 30 тонн, с экипажем их трех человек (позже добавили четвертого) и мощной броней до 100 мм. Новая машина должна была быть более подвижной, чем остальные КВ, и предназначалась для непосредственной поддержки пехоты на поле боя. Танков такого класса на вооружении Красной Армии не было, а потребность в них была велика. Работы по «объекту 233» велись до осени, но никак не удавалось добиться надежной работы механизмов двигателя и ходовой части. В конце года «объект 233», на который очень рассчитывали, переименовали в ИС-1. Позже появился «объект 234», который назвали ИС-2. Танки ИС-1 и ИС-2 имели массу до 40 тонн, броню до 100 мм, 76-мм пушку и экипаж из четырех человек. Крест на новом проекте поставил захваченный образец немецкого танка «Тигр». Испытания показали, что создаваемый новый советский танк, способен пробить только бортовую и кормовую броню «Тигра» с расстояния не более 200 м. Продолжать разработку такой машины сочли нецелесообразным и сосредоточились на других проектах.

«объект 234», который назвали ИС-2
«объект 234», который назвали ИС-2

Принятый на вооружение в конце 43-го года знаменитый танк ИС-1, с которого началась эта статья, уже относился к совсем другому классу машин, чем «объект 234», хотя некоторые решения и были позаимствованы.

Именем Сталина пытались называть и другие образцы военной техники. Хоть и неформально, но индекс «ИС» имел проект перспективного одноместного истребителя И-220. С одной стороны, перспективы у самолета действительно были хорошие. Работами занималось специально созданное под него конструкторское бюро. Основу КБ составили бывшие сотрудники Д.П.Григоровича, знаменитого авиаконструктора, который ещё в Российской империи создавал первые (и лучшие) в мире самолеты морской авиации. За основу был взят один из проектов «короля истребителей» Н.Н.Поликарпова. Денег не жалели. Однако главным конструктором был назначен А.В.Сильванский, вся заслуга которого заключалась в том, что он был зятем первого наркома авиационной промышленности Кагановича. Его руководство привело к тому, что построенный образец истребителя не смог даже взлететь. И больше про «Истребитель Сталина» предпочитали не вспоминать.

Истребитель И-220
Истребитель И-220

Имя Сталина использовали и в артиллерии. Индекс ИС применяли для обозначений минометов, разрабатывавшихся в КБ завода №92, которым руководил В.Грабин. Правда, до сих пор очень мало информации о работе минометного отдела, известно лишь несколько образцов. Название ИС-3 носил 160-мм дивизионный миномёт. Миномёт ИС-7 представлял собой некий гибрид между минометом и полковой или батальонной гаубицей. А вот ИС-9 вообще относилось к бронеавтомобилю БА-64 в башне которого установлен миномет ИС-7. Можно предположить, что были и другие минометы, раз столько было номеров, и мы когда-нибудь про них тоже будем знать. Стоит заметить, что вся продукция завода №92 во время войны носила имя Сталина, так как сам завод носил его имя. И ещё один миномет конструкции Грабина, 107-мм казнозарядный, предназначенный для установки в танк, назывался ЗиС-26. А про знаменитые пушки ЗиС-2 и ЗиС-3 хорошо известно.

Про автомобили другого завода, но тоже с маркой ЗиС уж точно знают все, кто хоть как-то интересовался нашим ближайшим прошлым.

Название «Сталинец» носили советские подводные лодки типа «С». Кстати, это единственная советская подлодка, сконструированная за границей. По заказу СССР она была разработана голландским конструкторским бюро NV Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw.

Подводная лодка С-51 серии IX-бис
Подводная лодка С-51 серии IX-бис

Кроме имени самого вождя, некоторым образцам вооружения присваивалось имя и других.

Под индексом «ВЛ», что означало «Владимир Ленин» создавался проект сверхтяжелого танка. В те времена Ленин скорее считался соратником Сталина, чем наоборот.

Про танк «КВ», думаю, известно многим. Кстати, танки КВ были рекордсменами по числу машин с таким индексом, о чем я даже писал отдельную статью, ссылку на которую дам ниже. И то, что назвали его в честь Климента Ворошилова тоже известно. А вот Сергей Миронович Киров дал танку не две, а все три свои буквы — танк назвали СМК. Кстати, с индексами КВ-4 и КВ-5 создавались проект сверхтяжелых танков, аналогичных упомянутому ИС образца 1940 года. Да и танк СМК тоже был из разряда сверхтяжелых.Танк СМК

Танк СМК
Танк СМК

Наверное, менее всего известно, что было оружие, названное в честь Лаврентия Берия. Проекты артиллерийских орудий, разрабатываемых в пермской «шарашке» под названием ОКБ-172 НКВД, имели индекс БЛ. С таким индексом созданы 152-мм пушка б/м БЛ-7, 76-мм пушка БЛ-14, 85-мм полевые пушки БЛ-19 и БЛ-25, 203-мм корпусная гаубица БЛ-39 и др.

152-мм пушка БЛ-7
152-мм пушка БЛ-7

Были еще и образцы гражданской продукции, но они уже не входят в рамки статьи.

И про танки КВ можно почитать в статье «Какие машины имели индекс КВ?», что и рекомендую вам сделать.

Если вам понравилась статья и вы еще не стали подписчиком моего канала, то, самое время это сделать.