Середина XVII века. Отгремели залпы Тридцатилетней войны. Вымуштрованные шведские полки, состоящие из ветеранов «Северного льва» Густава Адольфа, готовятся к новому военному походу. Совсем недавно они прошлись огнем и мечом по землям Священной Римской империи, теперь перед их взором предстанут раздольные поймы Одры.
Июль 1655 года. Настал черед Польши склониться перед потенциальным гегемоном Северной Европы. Лес копий и знамен поднимался над шлемами и широкополыми шляпами грозных грабителей Германии, когда их полчища продвигались к границе Речи Посполитой. Впереди выступала бригада королевской гвардии, следом шли немецкие бригады. Всего 17 тысяч человек. Возглавляли войско этих испытанных вояк ветераны Тридцатилетней войны, чьи имена с трепетом вспоминали в Германии. Начался Шведский потоп. Полки скандинавских захватчиков заполонили польские земли. Жребий был брошен.
Однако мы не будем вдаваться в подробности и разбирать все сражения Польско-шведской войны. Отметим, дорогой читатель, лишь то, что изначально шведы за достаточно короткий период времени углубились в земли Речи Посполитой. В этом им поспособствовали польские магнаты и шляхтичи, которые не были довольны политикой своего короля Яна Казимира и без боя переходили на сторону шведского правителя Карла X Густава. Уже в сентябре рейтары последнего триумфально вошли в Варшаву. Трагедии такого масштаба еще не видывал польский мир! Истинные патриоты только руками разводили и грезили о том, чтобы народ одумался и погнал шведа назад. И народ одумался… Но только после одного эпизода войны, о котором вы точно не узнаете из учебников всемирной истории. Его в красках описал известный польский писатель Генрик Сенкевич в своем романе «Потоп». В историю этот эпизод вошел под названием «Битва у Ясной Горы».
28 ноября 1655 года. Свирепые полчища шведских рейтар и немецких наемников генерала Бурхарда Мюллера ворвались в город Ченстохову и подошли к стенам Ясногорского католического монастыря. Шведское войско сопровождали хоругви польской конницы, на которые шведы не могли положиться. Не стали бы католики брать грех на свои души и принимать участие в разрушении святыни. Примерно за неделю до описываемых событий ченстоховским монахам был выставлен ультиматум: сдайтесь и откройте ворота. Настоятель монастыря, ксендз Августин Кордецкий заранее знал о том, что враг планирует захватить и разграбить обитель. Поэтому крепостные стены Ясной горы были укреплены, а пушечные батареи приведены в полную боевую готовность. Всего на стороне осажденных было чуть более 300 человек, но они располагали хорошей артиллерией. Основную массу защитников составляли иноки, наемные солдаты и добровольцы-патриоты. Монастырь был готов противостоять превосходящим почти в 10 раз силам противника. Началась та памятная осада, которая продлится целый месяц.
На следующий день, едва рассвело, шведы открыли огонь из всех своих орудий. На церковные стены вышел крестный ход и под пушечный грохот монахи шествовали, воодушевляя защитников крепости. В ответ на рев вражеских пушек монастырские орудия разили неприятельские ряды. Артиллерийские перестрелки сменялись частыми переговорами, во время которых монахи тушили пожары, а враг возводил новые укрепления. В первое время потерь со стороны защитников практически не было. Осаждающие же, наоборот, потеряли большое количество отборных воинов. Многие шведы не находили этому явлению объяснения, кроме как самого простого и суеверного: монахам помогает нечистая сила.
Поляки несколько раз совершали дерзкие вылазки, в результате которых шведы теряли тяжелые орудия. Ночью диверсанты забирались на полевые укрепления (шанцы) и уничтожали шведские пушки. В темноте захватчики выбегали из шатров и кололи шпагами своих же товарищей, не сообразив сразу, что за люди стоят перед ними.
Зима становилась все суровее. Осада затянулась и больше всех от этого страдали шведы. Бурхард Мюллер осознавал, что шансы на взятие крепости тают у него на глазах. Разрозненная отчизна объединилась в одном патриотическом духе. Все верующие поляки взводили очи горе и молились о том, чтобы швед обломал зубы о стены Ченстоховского монастыря. Те предатели, что находились в стане шведского войска, покидали свои позиции, не желая принимать участие в этом святотатстве. Несколько раз монахам предлагали сдаться, но Августин Кордецкий постоянно отвечал отказом. Защитники отбивали штурм за штурмом, а орудия противника сами выходили из строя. Продолжали твориться чудеса.
Утро 27 декабря 1655 года. Стоял густой туман. С вечера прошлого дня стан противника кипел и приходил в движение. Это можно было понять, ориентируясь на лязг железа и конский топот. Ясная гора готовилась к очередному штурму. Но туман рассеялся, а орд противника как не бывало. К монастырю начали стекаться толпы мужиков из окрестных деревень на молебен…
Так закончилась осада Ясной Горы, о значимости которой продолжают спорить современные историки. Поляки потеряли несколько десятков человек, а шведы несколько сотен. Кто-то утверждает, что данный эпизод практически никак не повлиял на дальнейший ход исторических событий в Польше, а кто-то отстаивает обратную позицию. Версия о выдающейся роли обороны монастыря была создана самим Августином Кордецким в его книге «Новая Гигантомахия». Ее поддержали клерикальные (от лат. clericalis – церковный) историки и писатели. Однако не на таких ли примерах мужества и стойкости зиждется наша история? Ведь история принадлежит прежде всего деятельному и мощному, как писал немецкий философ Фридрих Ницше, тому, кто ведет великую борьбу, кто нуждается в образцах, учителях, утешителях и не может найти таковых между своими современниками. В свое время Генрик Сенкевич решил обратиться к истории о 300 защитниках Ясной Горы. Теперь, дорогой читатель, автор этой статьи познакомил тебя с ней.