Вы задавали себе такой вопрос? Вот европейские страны - создают музеи моды, веками хранят наряды своих королей… А у нас?
В государственных музеях России сохранилась лишь небольшая часть гардероба Петра I, царской семьи Николая II и придворных того времени.
Конечно, большую роль сыграла революция. При штурме Зимнего дворца в 1917 года солдаты и матросы бросились грабить царские гардеробные комнаты.
Старались брать самое ценное (как им казалось) - от платьев отрезали шлейфы, богато украшенные золотым шитьем.
В запасниках Эрмитажа хранятся остатки шлейфа парадного платья императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III. Из него вырезан прямоугольник - по размеру похоже на скатерть или занавеску...
С мужской одеждой тоже поступили своеобразно. Мундиры придворных чинов, шитые золотом, унести было проблемно, носить - непрактично. А вот штаны - это да! В хозяйстве всегда пригодится.
Поэтому даже на выставках и в галерее костюма реставрационно-хранительского центра Эрмитажа мужские манекены грустно стоят только в мундирах - и без брюк!
Одна пара только и осталась - кажется, Александра II (могу ошибаться), да и то потому, что они парадные, с вышивкой.
Но есть еще одна причина такой прорехи в истории русского придворного костюма. Дело в том, что в традиции русского царского двора было жаловать платья церкви.
Коронационные платья по традиции сразу же после церемонии передавали на хранение в Оружейную палату Кремля, только поэтому они сохранились. А вот остальные наряды отдавали на благотворительность.
Из богатых парчовых и шелковых тканей, украшенных прекрасной вышивкой, шили церковное облачение.
Но императрица Александра Федоровна I - супруга Николая I - даже свое подвенечное платье отдала церкви. И в Эрмитаже можно увидеть фелонь - накидку священника - сшитую из него.
Кстати говоря, Елизавета Петровна имела при жизни огромнейший гардероб. Никогда не надевая одно платье дважды, она щедро передавала их в монастыри и церкви.
После ее смерти осталось 15 000 платьев - и еще полвека их использовали для пошива маскарадных костюмов при дворе. Разумеется, кроме пожалованных на нужды церкви.
До 19 века в России не было своего производства тканей для церковных потребностей, да и позже лишь немногие храмы могли себе позволить такие расходы. Приходилось довольствоваться царской милостью. Но никто не жаловался - это было очень почетно.
Парадные одежды священнослужителей получались пышными и нарядными. Из одного платья порой можно было сшить полный комплект церковного облачения.
А иногда приходилось собирать из кусков - поэтому некоторые одежды имеют швы и заметен разный материал. Который, впрочем, комбинировали довольно искусно. Если не знать - можно и не догадаться.
Вот такое практическое применение нашлось царскому гардеробу. Не зря, значит, тратились деньги из казны...
Подписывайтесь на канал, чтобы быть с нами вместе!
Вам может понравиться:
Как выглядело платье для коронации последней русской императрицы
Подвенечное платье Александры Федоровны - последней русской императрицы
"Венецианское золото" - кружевная история
Кто шьет для королевы