Найти тему
Satdata

IAR 37 (1938): румынский многоцелевой самолет, повоевал против СССР и против Германии...

IAR 37(39) многоцелевой румынский самолет, фото из открытых источников
IAR 37(39) многоцелевой румынский самолет, фото из открытых источников

Иногда с виду неказистый самолет оказывается весьма успешным. Так и произошло с румынским разведчиком, бомбардировщиком и корректировщиком IAR 37(он же 38, он же 39). Одномоторный биплан, запущенный в серию в 1938, долетал до конца войны, оказался востребованным на всех фронтах, и как ни странно, неплохо выполнял задачи по поддержке войск...

Самолет со скоростью 330 км в час, тремя членами экипажа, довольно мощным мотором, возможностью подвески легких бомб, был неплохо экипирован. Места пилота и штурмана имели дублированное управление самолетом, в кабине был установлен бомбоприцел (румынский!), аэрофото и радиостанция. Вооружение - три пулемета.

IAR 39 с подвешенными под крылом легкими бомбами; фото из открытых источников
IAR 39 с подвешенными под крылом легкими бомбами; фото из открытых источников

Первые бои с Красной армией это биплан начал не в 41-м, а годом раньше, когда Бессарабия была присоединена к СССР. Советские "Чайки" сталкивались с румынскими бипланами в приграничных полетах. Были случаи, когда IR были подбиты советскими истребителями.

Но основные бои развернулись, конечно, в 41-м и 42-м годах в Молдавии, на Дону, и под Сталинградом. Самолет не часто использовался для бомбежки, в основном как разведчик и корректировщик. В конце 42-го румыны поняли, что уже устаревшие и нескоростные бипланы надо использовать крайне аккуратно, так как в Красной Армии появились новые истребители с новыми скоростями. Однако шесть эскадрилий отвоевали в районе Сталинграда почти год.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

К 44-му году война подкатилась и к самой Румынии. Бипланы вместе с польскими "Лосями" использовались для обороны румынских земель. Многие были сбиты или выведены в учебные части. К середине года осталось две эскадрильи...

Тут все перевернулось на 180 градусов и Румыния вступила в войну уже с Германией. Остатки бипланов участвовали в боях уже с бывшим союзником. Как ни странно, многие машины дотянули до Победы и далее использовались в армии как связные и учебные самолеты еще несколько лет.

Всего, без малого, построено было 360 машин...

IR 37 (очевидно фото после 44-го года); фото из открытых источников
IR 37 (очевидно фото после 44-го года); фото из открытых источников

Немного о румынском истребителе IR 80 - здесь.

О польском самолете "Лось"- который стал румынским - здесь.

О спутниковой связи - смотрите здесь.

Всем удачи и мирного неба!