Казалось бы, после смерти Сталина облегчилась социальная жизнь, наступила «оттепель». Был даже создан Союз Художников СССР. Но тем не менее, даже в период «оттепели» наступил переломный момент, который разделил искусство на общепризнанное и неофициальное.
1 декабря 1961 года произошел этот самый переломный момент. Посетив выставку художников-авангардистов студи «Новая реальность», Никита Хрущев был крайне возмущен. Руководитель СССР не был готов к восприятию абстрактного искусства, что привело к резкой критике творчества представленных художников. Никита Хрущев не постеснялся даже употреблять нецензурные выражения. Окончательный вердикт был таков: «Советскому народу все это не нужно».
В Арт-галерее Ельцин Центра 20 декабря прошла встреча-лекция с известным российским художником-концептуалистом Георгием Кизевальтером, который несколько осветил тему неофициального искусства в СССР.
Одним из «пионеров» неофициального движения в искусстве была группа «Лианозово». Название связано с тем, что многие художники-члены группы жили именно в Лианозово. Параллельно существовала большая группа художников-одиночек, которые дружили с лианозовцами. Еще была группа Неофициальных изгоев, самобытных художников, которые не вписывались ни в одну группу, были неофициальными, но не относились к Лианозово. Также можно было выделить группы Левых официальных и Книжных художников. Их них в итоге и сформировалось движение 1970–1980-х.
В чем же разница между общепринятым и неофициальным искусствами 50-х?
В официальном искусстве того времени преобладал реализм и монументализм. Воспевались энергия и сила трудового народа. Замечается стремление к правдивому изображению жизни, лишенного всякого налета романтизма. Тем временем в неофициальном искусстве прослеживалось стремление к абстракционизму, формализму и экспрессионизму.
Первой организованной группой художников стала уже упомянутая студия «Новая реальность» под руководством Элия Белютина, о ком я расскажу в будущем, поэтому советую подписаться и следить за обновлениями. Он разработал собственную систему обучения, «Теорию всеобщей контактности», согласно которой искусство – высшая форма проявления человеческой личности, на которую способен каждый, поэтому работы, созданные в «Новой реальности» наполнены глубоко личными чувствами и переживаниями, выраженными в форме абстракций.
К слову, «Новая реальность» не прекратила свою работу после резкой критики Хрущева. Их творчество просто стало подпольным. Занятия проходили уже в подмосковном доме в Абрамцево, где и организовывались выставки.
Неофициальное искусство в СССР развивалось, хоть и подпольно. Но чтобы рассказать и показать его вам не хватит одной статьи. Поэтому, чтобы не потерять и не забыть, подписывайтесь и не забывайте делиться. В дальнейшем я буду рассказывать о разных проявлениях современного искусства, разного его влияния и разных ярких в нем личностей.