Криптобиржи традиционно огорчают своих клиентов – как правило, сообщениями о том, что неизвестные хакеры взломали что-то, и украли много-много миллионов клиентских средств.
В воображении обывателя рисуется картина внушительной бизнес-крепости (биржи), которую, как в голливудских боевиках, с многомесячной тщательной подготовкой взламывают супер-хакеры.
На самом деле, конечно, все не такое, как кажется из статей в «Форбс» и прочей прессе. Как правило, многомиллионный бизнес без проблем помещается в коробке из-под обуви. Это, собственно говоря, и есть мечта хипстера.
Но сегодня речь не об этом. Попытаемся разобраться в причинах краха QUADRIGA CX – и в шансах вкладчиков (заявленные требования которых на конец февраля составляют примерно 190 миллионов долларов) получить свои деньги.
Джеральд Коттен, учредитель и фактически владелец криптобиржи Quadriga CX, умер (как сказано в информационных сообщениях, неожиданно) 9 декабря 2018 года, во время своего отдыха в Индии. Несмотря на то, что он уже семь лет как был диагностирован с так называемой Crohn’s disease, специалисты говорят, что для этой болезни смерть в возрасте 30 лет – достаточно нетипичный случай. Джеральд находился в Индии в свадебном путешествии со своей новой супругой, Дженифер Робертсон, и, собственно, совсем не собирался помирать, но внезапно стал испытывать жуткие боли в животе (была диагностирована traveler’s diarrhea), был доставлен в Fortis Escorts Hospital в Джайпуре, где и умер.
По словам доктора Sharma, смерть была “medically unusual” – пациент практически «сгорел на глазах», умерев от остановки сердца вследствие септического шока менее чем через сутки после доставки в госпиталь. «Мы вот с коллегами немного даже сомневаемся насчет диагноза», сказал доктор корреспондентам Globe and Mail.
Ни подтвердить, ни опровергнуть сомнения доктора не удалось. Аутопсии не было – специалисты (почему-то другого госпиталя, Mahatma Gandi Medical College&Hospital) отказались проводить аутопсию, потому что тело усопшего привезли не из больницы, где он скончался, а из отеля, где пара проводила свой honeymoon.
«Не возьму я никакой труп из никакого отеля», заявил доктор Mehra той же газете. «Его должны были привезти из госпиталя Fortis»
Безутешная вдовушка отвезла тело в местную общественную больницу, где уже никто не стал заморачиваться со вскрытием. Типа забальзамировали и все.
После смерти Коттена выяснилось, что он 1) не оставил никаких указаний о том, кто должен быть его преемником 2) что значительно хуже – не передал никому доступа к холодным кошелькам. По крайней мере, так заявила его безутешная вдова.
25 января 2019 года (то есть почти через два месяца после смерти Коттена) было созвано чрезвычайное собрание акционеров (emergency shareholder meeting) – для назначения новых директоров. В результате, в совет директоров была выбрана безутешная вдова Дженифер Робертсон, ее приемный отец Томас Бизли, и Джек Мартел.
Собрание акционеров проходило путем конференц-колла. Безутешная вдова не могла разорваться – она спешно продавала имущество почившего мужа.
Действительно, тут было с чем разбираться: яхта Jeanneau 51 (в спешке продана за полмиллиона долларов, причем даже не американских, а канадских), самолет (в спешке продать не удалось), и несколько (точнее, шесть) домов. Также безвременно ушедший гражданин успел позаботиться о своих чихуахуа, Gully и Nitro, открыв на них специальный трастовый счет на $100 000 (что интересно, подобной предусмотрительности о клиентах биржи он не проявил).
Ну так вот. Девушка, собственно, смогла продать только два домика, один за 1,1 миллион, второй – непонятно (скорее всего, примерно так же). Остальные домишки заботливо переведены в траст Seaglass Trust, который находится под управлением Robertson Nova Property Management Inc – нетрудно догадаться по названию, имеющей отношение к вдове (и действительно, директорами компании являются мама безутешной вдовы Кэролл Терри и ее муженек, Томас Бизли). Ну а чтобы кредиторы рот не раскрывали – вдова на всякий случай взяла на всю недвижимость second mortgage.
Одним словом, два месяца получились насыщенными.
Не до биржи этой надоевшей было…
Надо сказать, что и при жизни основателя, так сказать, Quadriga дышала так себе. Проблемы у клиентов с биржей были давно – в основном, связанные с выводом средств. Но криптохомяки – народ привычный, никто их не любит, унижения постоянны, поэтому чувство опасности у клиентов биржи, похоже, притупилось совсем.
Звоночки звучали еще в марте 2018, когда появились негативные отклики в прессе о задержках в выводе средств с биржи – общая сумма превышала 100 000 долларов. Но это все, конечно, цветочки, по сравнению с тем, что в июне 2017 биржа потеряла около 15 миллионов канадских долларов в эфире – как было объяснено сообществу, ввиду бага в смарт-контракте.
На самом деле, кажется, все было проще – перепутал Коттен пару цифр в адресе, и денежки вместо Bitfinex отправились неизвестно куда.
Где-то тихо заплакал Виталик Бутерин. А клиенты биржи расслабились, потому что им пообещали, что все компенсируют. Ага.
Зато напряглись канадские банки – партнеры Quadriga. В конце концов, Canadian Imperial Bank of Commerce (CIBC) заморозил на счетах Quadriga около 22 миллионов долларов. Это случилось в ноябре 2018 года, и, для всех нормальных людей, должно было бы означать конец (или его приближение) замечательного бизнеса – но господину Коттену было не до того, чтобы объяснять проблемы клиентам, пытаться их решить и так далее.
Он как раз женился на новой красавице Дженифер, и отправился с ней в свадебное путешествие по сказочной Индии, чтобы сыграть там в ящик аккурат через две недели после заморозки счетов.
Собственно, все, что вам надо знать о хипстерах и криптобиржах…
Часть 2.
Вообще, отношения Квадриги с банками, мягко говоря, не складывались.
С CIBC им, конечно, в какой-то момент повезло. Надо сказать, слоупоки еще те…
Как-нибудь расскажу про замечательный кейс 2002-2003 года, когда приехавший из Житомира украинский программист тупо спионерил из этого банка 16 миллионов долларов, и перевел их в родной Приват банк. Правда, дошли не все, а только половина – потому что (как часто бывает) мошенники были тоже не самые ментально развитые, и, переводя украденное бабло через офшор в латышском банке, не подумали, что банк сначала спишет с них деньги за открытие и ведение счета – так что на одну платежку денег хватило, а вторая зависла, а там уже и канадская конная полиция подоспела.
Ну да.
Так вот, до кратковременного романа с Canadian Imperial Bank of Commerce, QuadrigaCX постоянно испытывала проблемы с банковскими счетами.
Во-первых, вторым ко-фаундером биржи был некий Michael Patryn, правда, заявивший после закрытия биржи, что еще год назад отошел от ее управления.
Как выяснили дотошные журналисты, Майкл состоял в близких отношениях с известным в узких канадских деловых кругах ранее сидевшим мошенником Omar Dhanani. Ну как состоял в отношениях – просто Майкл, собственно говоря, и был раньше Омаром, но после того как в Силиконовой долине его выловили и посадили за руководство онлайнмаркетплейсом по identity thief (кардеры поймут), это имя ему перестало нравиться, и после того, как он откинулся в 2007 году, Омар решил поменять жизнь к лучшему вместе с именем.
Но банки, видимо, провести было не так просто, и большинство отказывало в открытии счета с формулировкой «company failed to provide beneficial ownership information».
Ко-фаундеры, конечно, не сдавались, и перестали говорить банкам, что они «криптобиржа», открывая вместо этого счета компаниям QuadrigaCX Fintech Solutions Corporation и Whiteside Capital Corporation. Это с некоторыми банками прокатывало – до первых операций, потом начинались терки, и приходилось закрывать счета и искать новые банки.
В какой-то момент хитрые фаундеры нашли решение – в виде Canada Post. Ну да, а что вы думаете, это ничем не хуже Почты России! Причем не в виде денежных переводов, как вы бы могли подумать, а в виде простых посылочек, с пачками твердого американского кэша внутри.
Но это были, конечно, не самые экзотические финансовые операции данной замечательной криптобиржи.
В конце 2018 года, наибольший объем выведенных средств приходился на так называемый hard cash withdrawals via in-person pickups – проще говоря, на доставки кэша курьерами с передачей лично или через «закладки».
Сейчас-то, конечно, пострадавшие клиенты биржи (по совету адвокатов) делают вид, что они не подозревали о том, что происходит что-то слегка незаконное, и являются добросовестными пострадавшими вкладчиками респектабельной финансовой организации – и, опять же по совету адвокатов, позатирали кучу постов в соцсетях.
Но я помню прекрасные посты в конце прошлого года, когда народ плакался, как они фигачили шесть часов на машине, чтобы добраться до pickup location, нашли там почтовый ящик в чистом поле, в котором ничего не было, отправили мейл в «службу поддержки» и поехали обратно, потом через неделю им позвонил типа курьер, сказал что он вез деньги, но они закончились раньше, что ему обещали переслать еще, и он обязательно позвонит…
В общем, душераздирающие истории. Поле чудес в стране дураков.
Потом, конечно, Коттен безвременно скончался, и биржа тоже.
Помимо попыток поработать с банками, фаундеры успели поработать с «платежными системами», и тут тоже удачно отличиться в выборе партнеров.
Всего, за время существования, биржа попробовала поработать с десятком провайдеров, в последнее время остановившись на двух – Bylls и Billerfy (оба payment processors канадские).
Партнеры оказались тоже не лыком шиты. Billerfy CEO Jose Reyes (такие нормальные канадские имя и фамилия, ага) перевел в ноябре 2018 года 25 миллионов долларов из Billerfy на счет другого платежного оператора, Costodian Inc., в котором, по случайному совпадению, он также являлся единственным учредителем и директором.
Оттуда пара миллионов проследовала уже на его личный счет (хотя возможно и больше, есть на этот счет разные мнения).
CIBC попытался, по ходу, вместе с арестом денег на счету QuadrigaCX дотянуться и до денег на счетах платежных операторов.
Однако…
“CIBC has not been able to determine to what extent the Depositors, Costodian, Reyes, QuadrigaCX and/or Billerfy Labs Inc. (“Billerfy”) are entitled to the Disputed Funds” – говорится в решении суда.
Переводя на человеческий язык – ой, че-то мы с первого раза не разобрались.
Итого, в сухом остатке на данный момент: от 22 до 25 миллионов долларов заморожено на всяких счетах (и пока не доказано их отношение к бирже), еще около 5 миллионов долларов в кэше заморожено у платежных операторов.
Придется сейчас доказывать, что это-деньги клиентов биржи, изымать и раздавать.
Особенно хорошо то, что все этим процессом сейчас занимается Ernst & Young, который мониторит судебный процесс и литигейшн – привлекая, к тому же, сторонних подрядчиков.
Хорошо зная расценки парней из E&Y, могу с большой долей уверенности предположить, что к моменту победы они как раз счетов за свои услуги на те же 25 миллионов и накопят.
Но это еще не конец.
Третья часть саги про QuadrigaCX: а че же там с криптой?
Как я писал раньше, печальная печаль добралась до клиентов биржи в конце января.
28 января биржа ушла в офлайн для, как это водится у всех бирж, “regular maintenance” – из которого уже решила не выходить, и завила публично, что:
- Коттен умер
- У биржи нет доступа к холодным кошелькам
- Коттен был единственным хранителем ключей
В своем заявлении для Nova Scotia Supreme Court, вдова Дженифер заявила, что “the funds are likely lost”.
Как сказал бы Герман Греф – из-за искусственного интеллекта мы потеряли миллиарды.
После этого, 5 февраля биржа заполнила заявление для защиты от кредиторов, и в качестве монитора и легального супервайзера была назначена компания E&Y.
Первое, что сделали ребята из Эрнст и Янга – открыли компенсационный счет debtors’ compensation account, на который вдова Робертсон закинула 150 000 канадских долларов из личных сбережений (которые, как мы помним, образовались у нее после экстренной продажи домика и яхты). Довольные парни из E&Y, получив первую зарплату, расслабились, и вдова, судя по всему, спионерила полмиллиончика долларов со счетов биржи – в отчете мониторинга это отображено как “QuadrigaCX inadvertently sent some $460,000 CAD worth of bitcoin to the cold wallets its employees reportedly can’t access”. То есть биржа вдруг зафигачила еще полляма на те кошельки, от которых ключи утрачены совсем.
После этого ребята из E&Y все-таки догадались крипту с оставшихся hot wallets биржи перевести в свое холодное хранилище (распечатали бумажку с кодовым словом и положили в сейф, наверное).
Тем временем лучшие юристы страны Канады, топоча начищенными штиблетами, выстроились в очередь за право представлять интересы пострадавших клиентов Quadriga. В ходе судебного заседания 14 февраля, это право получили счастливчики из Miller Thompson и Cox&Palmer. Первые, по заявлению суда, специалисты по делам о банкротстве, а также что-то слышали о криптовалютах (…have additional depth in certain areas, including cryptocurrency…), вторые будут принимать заявления потерпевших и выступать в судах. В общем, расходов поприбавится, и вдове уже тонко намекнули, что надо бы доложить денег.
Вдова вместо этого выдала ликвидаторам два новых и два старых ноутбука Коттена, а также его четыре мобильных телефона, и авоську с флэшками, сказав: вот вам надо, вы и ищите. Здесь все бабло!
Но есть подозрения, что на самом деле на холодных кошельках ничего нет.
Просто исходя из здравого смысла: если вы – владелец биржи, которая (на самом деле-то) не биржа, а так, псевдообменник, вам, наверное, надо двигать деньги клиентов между разными реальными биржами, всякими Shape Shift, на худой конец Local Bitcoins, а не держать все бабки на холодном кошельке? Не, конечно, если вы серьезно и осмысленно собираетесь помереть, и все хотите оставить вдове, это имеет смысл. Но здесь-то, похоже, смерть застала Джерри врасплох.
Как показывают исследования, проведенные злобными энтузиастами из киберпространства, на самом деле вплоть до предполагаемой смерти фаундера биржа QuadrigaCX активно пользовалась счетами на таких уважаемых биржах, как Kraken, Poloniex и Bitfinex.
И, похоже, на биржах на момент смерти Коттена находилось как минимум $ 120 миллионов в крипте.
Сложно сказать, что произошло потом – но похоже, что Коттен все-таки помер (хотя это и не точно), а денежки по-прежнему висят на уважаемых биржах.
Всем интересующимся очень рекомендую почитать блог по ссылке
QuadrigaCX Ethereum Storage Found
Конечно, можно придираться к методике – но очень похоже, что вдова, конечно, что-то себе прибрала, но основные деньги находятся на счетах уважаемых бирж (собственно, как и фиат – на счету в CIBC).
И, возможно, этих денег даже хватило бы почти всем (естественно, без учета аппетитов юристов)
Интересно, что Джесси Пауелл из Кракена поучаствовал в дискуссии с одним из энтузиастов-исследователей, заявив, что «хрен знает, чьи эти счета, не наши же».
Правда, потом, видимо сообразив, что сморозил немного не то, разместил пост с заявлением о желании дать кому-нибудь 100 000 долларов за правду о том, куда делись деньги QuadrigaCX:
Do you know where the missing client funds are? Do you know who may know something that can help law enforcement locate the funds?
If so, let us know and we’ll pass your tips on to law enforcement. Kraken is giving up to $100,000 USD (fiat or crypto) as a reward for the tip(s) that best lead to the discovery of the missing $190 million US dollars. Go here to submit your tips or leads. With your help, Kraken is committed to supporting law enforcement in solving this case.
Поможем Джесси. Дай соточку, и мы покажем депозитные счета, на которых лежат пропавшие деньги. Если, конечно, с ними до тех пор ничего не случится (а то все бывает)))
В общем, подводя печальные итоги этой истории:
- На холодных кошельках (к которым нет доступа, и для получения этого доступа эксперты, нанятые Эрнст и Янг (за большие деньги) ломают день и ночь четыре компьютера и четыре мобильника, которыми когда-то пользовался усопший) денег, в общем-то, практически нет. Так, чисто для двух чихуахуа (если кто забыл, при чем тут чихуахуа – вернитесь к первой части).
2. Безутешная вдова аккуратно распродает имущество, причем за все время она закинула мониторам-ликвидаторам из E&Y чуть меньше 200 тысяч долларов, которых конечно надолго не хватит
3. Юристы-фанатики будут биться в судах за освобождение висящих на счетах примерно 30 миллионов долларов до тех пор, пока их счета за юридическое обслуживание не достигнут примерно этой суммы
4. На кошельках Bitfinex, Kraken и Polonex, судя по всему, висит крипты от клиентов Quadriga CX на сумму примерно 120 миллионов баксов. Но поскольку типа это неизвестно чьи счета, как бы никто про это не догадывается. И Джесси Пауэлл даже вот собирается отдать соточку баксов тому, кто ему про это скажет.
Резюме: денег хватило бы всем хомякам, если бы они вывезли вдову в лес (по совету Алексей Гряцких (Alex Gryatskikh), и задали бы ей правильные вопросы. Но поскольку хомяки канадские, ждет их долгая дорога судебных разбирательств с нулевой перспективой возврата.
Мораль сей истории в том, судя по всему, что (извините за тавтологию) моральные устои любой криптобиржи построены исключительно на личном обогащение фаундеров и обдирании хомяков.
И чем быть хомяком, лучше уж быть любимым чихуахуа, например, Джесси Пауэлла
Ну и несколько слов о самой бирже. Мультимиллионый бизнес, позволивший фаундеру прикупить яхту, самолет и десяток домов.
Как заявила в своих показаниях безутешная вдова, в основном “бизнес вел сам Джерри, со своего лаптопа, где бы он не находился”.
На бирже, помимо Джерри, было семь работников – все аутсорсеры. Из них один “девелопер”, остальные – “customer service representatives and social media managers”. Посты писали в Инстаграмме, короче.
Но даже в таком виде биржа как-то функционировала в течение нескольких лет, и, как мы видим, достаточно прибыльно до владельца!
По крайней мере, до свадьбы.
Завещание – штука убийственная.
Спи спокойно, Джерри Коттен. По крайней мере, чихуахуа счастливы