В первой части этой статьи (её можно прочитать ЗДЕСЬ) я писал о том, как крестоносцы собирались отвоевать у мусульман Иерусалим – главную святыню христианского мира. Но вот до Иерусалима, почему-то, не добрались...
Продолжение, как говорится, следует. Ниже привожу окончание этой интересной истории.
ПЕРВАЯ ОСАДА КОНСТАНТИНОПОЛЯ
В конце июня 1203 года крестоносцы на венецианских кораблях прибыли к Константинополю и начали его осаду. Их задача в значительной степени облегчалась тем, что у византийцев почти не было военного флота.
Дело в том, что в ещё в 1187 году Венеция и Константинополь заключили мирный договор, и венецианцы обязались защищать город от угрозы с моря. Поэтому военный флот византийцев был сведён до минимума – они надеялись на своих союзников. А «союзники» не только привели к Константинополю врагов, но и встали на его сторону. Так что защитникам города приходилось надеяться только на мощные крепостные стены столицы империи.
Стоит заметить, что крестоносцев было значительно меньше, чем войск в самом Константинополе. Жоффруа де Виллардуэн, один из руководителей Крестового похода, в своей хронике «Завоевание Константинополя» утверждает, что на одного крестоносца приходилось по 200 византийских воинов. Современные историки считают такое утверждение явным преувеличением, и склоняются во мнении, что превосходство византийцев было трёх-пятикратным.
Вообще-то, и этого было вполне достаточным, чтобы у осаждающих не оставалось никаких шансов на победу. Но дело заключалось в том, что Алексей III, узурпировавший власть, и ослепивший собственного брата, был крайне непопулярен в народе и армии. По сути, он опирался лишь на наёмников (так называемую, «варяжскую стражу»), но они составляли лишь незначительную часть войска.
17 июля 1203 г. начался штурм. Венецианцы, ведомые 90-летним (!) Энрико Дандоло атаковали с моря, а крестоносцы шли на приступ с суши. Венецианцы действовали вполне успешно, и даже сумели ворваться в город. Но вскоре были вынуждены отступить.
А вот атака крестоносцев была отбита сразу же. Более того, Алексей III вывел из Константинополя почти всё своё войско и двинулся к расположению Христова воинства. Но напасть на укреплённый лагерь рыцарей византийский император так и не решился. Несколько часов войска стояли друг против друга, и у Алексея III сдали нервы – он отдал приказ к отступлению обратно в город. В ту же ночь он бежал из Константинополя, прихватив с собой казну...
Бегство императора обнаружилось на следующее утро и сломило боевой дух защитников города. Верх взяли сторонники мира с крестоносцами. Слепой Исаак II Ангел был торжественно освобождён из тюрьмы и восстановлен на престоле, а его сын вскоре был провозглашён соправителем под именем Алексея IV.
Восстановленным на престоле отцу с сыном нужно было рассчитываться за эту услугу с крестоносцами. Однако сделать этого они не могли – государственная казна после царствования Алексея III была разорена. Правители, чтобы расплатиться, попытались обложить горожан новыми налогами, но это лишь вызвало народный бунт.
Всё же крестоносцы получили от Алексея IV примерно половину от обещанной суммы. Этих денег вполне хватало, чтобы расплатиться с Венецией и отправиться наконец-то освобождать Иерусалим. Но быстрый захват Константинополя вскружил головы Христова воинства, жажда наживы оказалась сильнее...
Вожди крестоносцев решили отложить поход в Палестину до следующей весны, пока византийцы не расплатятся с ними полностью. Однако Алексей IV под различными предлогами дальнейшие платежи оттягивал, поскольку денег ему взять было просто неоткуда.
25 января 1204 г. в Константинополе вспыхнуло восстание. Его возглавили монахи, которые пришли в ярость, узнав, что Алексей IV хочет подчинить православную церковь папе римскому. Три дня практически весь город находился в руках восставших.
А 28 января произошёл государственный переворот. Его вдохновителем стал императорский советник Алексей Дука по прозвищу Мурзуфл. Императоры Исаак II Ангел и его сын Алексей IV были низложены и брошены в тюрьму. Новым императором стал Алексей Дука, взошедший на византийский трон под именем Алексея V.
Вскоре новый император отдал приказ задушить в тюрьме Алексея IV. Его отец Исаак II Ангел, узнав об этом, не вынес потрясения и скончался (по другим сведениям – также был задушен)...
ВТОРАЯ ОСАДА КОНСТАНТИНОПОЛЯ
Восшествие на престол Алексея V сильно ухудшило положение Христова воинства. Мурзуфл и раньше был известен как ярый католических рыцарей. Став же императором, он в ультимативной форме потребовал от крестоносцев в недельный срок покинуть территорию Византийской империи и перестал снабжать их продовольствием. Крестоносцы начали испытывать настоящий голод.
Да и вернуться обратно они не могли даже при всём своём желании. В ту эпоху плавание на кораблях в зимнее время было делом чрезвычайно опасным из-за частых штормов. А сухопутный поход через страну, император которой был враждебно настроен против крестоносцев, грозил неминуемой гибелью...
Помог им случай. В феврале Алексей V узнал от лазутчиков, что значительный отряд рыцарей покинул лагерь и отправился на поиски продовольствия. Тогда византийский император решил разбить Христовых воинов по частям, и с большим отрядом войск отправился в погоню за крестоносцами.
Однако, несмотря на значительный численный перевес византийцев, рыцари разбили их в пух и прах. Воодушевлённые победой, крестоносцы решились на штурм Константинополя. Весь февраль и март шла подготовка. 9 апреля 1204 г. начался штурм. На этот раз он производился только с кораблей, на которых были установлены осадные орудия и лестницы.
Но и византийцы хорошо подготовились к обороне – подошедшие корабли были встречены градом огромных камней и «греческим огнём». Изрядно потрёпанные корабли вынуждены были отступить. Неудачный штурм вызвал уныние в стане крестоносцев. Возникли слухи, что сам Бог наказывает их за то, что они до сих так и не выполнили свой обет – не отвоевали у мусульман Иерусалим.
Но тут своё веское слово сказала католическая церковь. Священники разъяснили крестоносцам, что война с врагами католической веры (коими считались православные христиане) – дело не менее богоугодное, чем завоевание Иерусалима. И именем папы римского обещали полное отпущение грехов всем, кто пойдёт на следующий штурм. Хотя, нужно сказать, никакого права они на это не имели – папа Иннокентий III такого обещания не давал.
Штурм состоялся 12 апреля 1204 года. На этот раз он был удачным: к исходу дня крестоносцы овладели примерно четвёртой частью города. Император Алексей V Дука бежал из Константинополя, по старой доброй традиции, не забыв прихватить с собой казну...
Константинопольская знать тут же провозгласила императором Феодора Ласкариса – знатного жителя города, принимавшего деятельное участие в его обороне и известного своим полководческим талантом. Феодор произвёл ревизию верных ему войск, и пришёл к неутешительному выводу, что сопротивление с такими силами бесполезно.
Той же ночью он с горсткой верных ему людей также бежал из города, рассчитывая в дальнейшем продолжить войну. Забегая вперёд скажу, что это ему удалось. Феодор закрепился в Византийских владениях Малой Азии и вёл довольно успешную войну с крестоносцами...
ПАДЕНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ
А вот судьба Константинополя была предрешена. К утру 13 апреля 1204 года сопротивление практически прекратилось. Город, впервые за свою тысячелетнюю историю, был взят штурмом. Крестоносцами, которых было в несколько раз меньше, чем защитников столицы Византии.
В тот же день в город торжественно вступил маркграф Бонифаций Монферратский – глава крестоносцев. Знатные граждане города встретили его с глубоким почтением и просили лишь об одном – пощадить граждан и их имущество. А вот этого Бонифаций гарантировать им не мог – он уже пообещал крестоносцам отдать им город на разграбление на трое суток. Чем доблестные рыцари не преминули воспользоваться...
Город подвергся беспощадному разорению. Российский писатель и историк Александр Доманин в своей книге «Крестовые походы. Под сенью креста» отмечает:
«Крестоносцы решили воздать себе за все лишения, перенесенные за время зимней лагерной жизни. Крупнейший город мира был подвергнут небывалому доселе опустошению и разгрому. Многочисленные константинопольские церкви были ограблены до основания, алтари были разнесены на куски, а священные сосуды здесь же, на месте, переплавлялись в слитки.
Жертвами разбоя стали и дома богатых горожан, и сами их жители, которых пытками и угрозой смерти заставляли отдавать припрятанные сокровища. Не отставали от солдат и католические священники и монахи».
Робер де Клари, участник Четвёртого крестового похода, в своей хронике «Завоевание Константинополя» указывал, что в столице Византии находилось в то время две трети всех богатств мира. Автор, конечно же, преувеличил, но то, что Константинополь являлся в то время богатейшим городом Европы, сомнению не подлежит.
Упомянутый выше Александр Доманин пишет, что «общая стоимость добычи, захваченной крестоносцами, превышала миллион марок серебром, а может быть, достигала и двух миллионов. Таким образом, она превысила ежегодный доход всех стран Западной Европы, вместе взятых! Естественно, после такого разгрома Константинополь уже никогда не оправился».
На территории бывшей Византийской империи крестоносцами была создана так называемая Латинская (Романская) империя. Её императором был торжественно провозглашён Балдуин Фландрский – один из руководителей Крестового похода.
Судьба его сложилась не очень удачно. Уже на следующий год после завоевания крестоносцами Константинополя восстала византийская знать. Они обратились за помощью к болгарскому царю Калояну, который разгромил крестоносное воинство. Сам Балдуин попал в плен. По некоторым сведениям, ему отрубили конечности и оставили в горах на съедение хищникам. А позднее из его черепа Калоян приказал сделать себе чашу для питья. Впрочем, это всего лишь легенда...
Бонифаций Монферратский – руководитель Четвёртого крестового похода – погиб в 1207 году в битве с теми же болгарами. Его голова была преподнесена «на блюдечке» болгарскому царю Калояну.
Да и сама Латинская империя крестоносцев просуществовала недолго. Последний император этого государства, Балдуин II, из-за нехватки финансов даже заложил своего собственного сына венецианцам в обмен на денежные вливания в свою «империю»...
Но и это не помогло. В июле 1261 года император Никейского государства Михаил VIII Палеолог овладел Константинополем и возродил Византийскую империю, освободив её от крестоносцев. Балдуин II бежал во Францию.
А ещё через пару сотен лет, в 1453 году, Византийская империя пала под копытами войска османского (турецкого) султана Мехмеда II. Константинополь окончательно потерял статус столицы православного христианства. И вскоре стал столицей Османской империи, государственной религией которой было мусульманство...
НЕУТЕШИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ
Четвёртый крестовый поход стал, пожалуй, самой последней масштабной попыткой европейцев-христиан закрепиться в Палестине. Но он так и остался именно попыткой. После захвата крестоносцами Константинополя, участники Четвёртого крестового похода даже толком и не пытались освободить Иерусалим. Лишь небольшая их часть отправилась в Палестину, а потому существенных успехов они там и не добились.
Награбленных в столице Византийской империи ценностей вполне хватало для того, чтобы большинство «доблестных воинов Христа» вернулось домой достаточно обеспеченными людьми. Жертвовать своим жизнями ради идеи им уже не очень-то и хотелось.
А в итоге Четвёртый крестовый поход окончательно расколол христианство на два непримиримых лагеря – католичество и православие. Разговора об объединении церквей речи уже не велось. И отголоски этого раскола мы можем видеть и сегодня...
Начавшийся, по-сути, с проклятия, Четвёртый крестовый поход этим и закончился – римский папа не одобрил действий крестоносцев в Константинополе. Никаких существенных выгод римская католическая церковь в результате него не приобрела. В выигрыше от похода оказалась, разве что, Венеция, уничтожившая своих главных торговых конкурентов в Средиземноморье.
Не зря Четвёртый крестовый поход иногда называют «прóклятым»...
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:
● Куда подевались сомалийские пираты?
Все изображения по теме статьи взяты из: https://yandex.ru/images/