Найти в Дзене

Брюнель, Петербург и проходческий щит

А вы знаете, кто и для чего придумал проходческий щит? И при чём тут метрополитен Петербурга?

После победы над Наполеоновской армией российский император Александр I в 1814 году отправился с визитом в Великобританию. В рамках поездки он познакомился с выдающимся английским инженером французского происхождения Марком Изамбардом Брюнелем. В беседе с ним император упомянул необходимость построить в Санкт-Петербурге сухопутную дорогу через Неву, чем вызвал явный интерес со стороны господина Брюнеля.

Вид с Васильевского острова на Адмиралтейство и Английскую набережную. Источник: http://nlr.ru/nlr_history/history/1812/3.html
Вид с Васильевского острова на Адмиралтейство и Английскую набережную. Источник: http://nlr.ru/nlr_history/history/1812/3.html

Вскоре с инженером заключили контракт на сооружение переправы в столице Российской империи. Первой задумкой Брюнеля был деревянный многопролётный мост, но по ряду соображений конструкция оказалась не самой удачной. В результате долгих размышлений Марк Изамбард спроектировал кирпичный транспортный тоннель под Невой – первый подобного рода проект, предложенный для реализации в городских условиях. А для прокладки тоннеля Брюнель разработал и запатентовал первый в мире проходческий щит.

Марк Изамбард Брюнель (худ. Джеймс Норкот, ок. 1812-1813 гг.)
Марк Изамбард Брюнель (худ. Джеймс Норкот, ок. 1812-1813 гг.)

Идею механизма инженеру подсказал корабельный червь. Наблюдая за тем, как моллюск прокладывает себе путь в дубовой щепке с помощью своей же головы, покрытой раковиной с зазубринами, Брюнель сообразил, как сконструировать проходческий щит, который будет углубляться в породу и защищать рабочих, чьей задачей станет проталкивание щита вперёд и параллельная облицовка тоннеля кирпичом.

По подсчётам инженера, для петербургского тоннеля понадобилось бы всего 18 рабочих. Но из-за трудностей с финансированием проект тоннеля сначала временно заморозили, а после смерти Александра I в 1825 году – отложили на неопределённый срок. Впрочем, Марк Брюнель нашёл щиту другое применение: именно благодаря ему в 1843 году был сооружён лондонский тоннель под Темзой – первый тоннель, проложенный в мягкой почве, по которому с 1869 году пустили поезда.

Прокладка тоннеля под Темзой. Иллюстрация предположительно из the Illustrated London News
Прокладка тоннеля под Темзой. Иллюстрация предположительно из the Illustrated London News
Строительство тоннеля под Темзой. Saint A, Darley G. The Chronicles of London, 1994
Строительство тоннеля под Темзой. Saint A, Darley G. The Chronicles of London, 1994

Лондонское строительство тоже не обошлось без затруднений, но было завершено, а проект господина Брюнеля для Санкт-Петербурга вошёл в российскую историю, как один из первых шагов по созданию метрополитена в культурной столице.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Метро. Повседневности»@spbmetropolitan