А вы знаете, кто и для чего придумал проходческий щит? И при чём тут метрополитен Петербурга?
После победы над Наполеоновской армией российский император Александр I в 1814 году отправился с визитом в Великобританию. В рамках поездки он познакомился с выдающимся английским инженером французского происхождения Марком Изамбардом Брюнелем. В беседе с ним император упомянул необходимость построить в Санкт-Петербурге сухопутную дорогу через Неву, чем вызвал явный интерес со стороны господина Брюнеля.
Вскоре с инженером заключили контракт на сооружение переправы в столице Российской империи. Первой задумкой Брюнеля был деревянный многопролётный мост, но по ряду соображений конструкция оказалась не самой удачной. В результате долгих размышлений Марк Изамбард спроектировал кирпичный транспортный тоннель под Невой – первый подобного рода проект, предложенный для реализации в городских условиях. А для прокладки тоннеля Брюнель разработал и запатентовал первый в мире проходческий щит.
Идею механизма инженеру подсказал корабельный червь. Наблюдая за тем, как моллюск прокладывает себе путь в дубовой щепке с помощью своей же головы, покрытой раковиной с зазубринами, Брюнель сообразил, как сконструировать проходческий щит, который будет углубляться в породу и защищать рабочих, чьей задачей станет проталкивание щита вперёд и параллельная облицовка тоннеля кирпичом.
По подсчётам инженера, для петербургского тоннеля понадобилось бы всего 18 рабочих. Но из-за трудностей с финансированием проект тоннеля сначала временно заморозили, а после смерти Александра I в 1825 году – отложили на неопределённый срок. Впрочем, Марк Брюнель нашёл щиту другое применение: именно благодаря ему в 1843 году был сооружён лондонский тоннель под Темзой – первый тоннель, проложенный в мягкой почве, по которому с 1869 году пустили поезда.
Лондонское строительство тоже не обошлось без затруднений, но было завершено, а проект господина Брюнеля для Санкт-Петербурга вошёл в российскую историю, как один из первых шагов по созданию метрополитена в культурной столице.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Метро. Повседневности» – @spbmetropolitan