12-10 тысяч лет назад в наиболее биологически продуктивных районах планеты (а именно – на аллювиальных почвах пойм крупных рек в теплых климатических поясах) произошла аграрная революция. Материальная культура перешла к простому производящему хозяйству (земледелию и скотоводству). Новый принцип производства повысил производительность труда, сильно снизил зависимость результатов труда от случайной удачи, отменил необходимость непрерывного перемещения по местности, а производимые с его помощью продукты питания оказались пригодными к длительному хранению. Начался неолит. Это позволило начать накопление имущества, что быстро привело к появлению идеи частной собственности, а затем расслоению и разложению родовой общины. Производящее хозяйство дает на два порядка больше полезной продукции с квадратного километра, чем присваивающее, и люди снова собираются в крупные поселения на 100-200 человек, на новом витке спирали возвращаясь к практике давно забытого верхнего палеолита. Вместе с оседлостью вновь появляется и капитальное строительство – теперь уже не из костей мамонта и камней, а из глиняного кирпича-сырца и обработанных каменных блоков.
Прогнозируемый, стабильный, но не очень питательный и вкусный приток растительной пищи приводит к идее кормить ею тех, кого самого есть вкуснее. Например, других людей. Ну или животных - начинается повсеместное их приручение. В неолите к человеку приходит кошка, которая выполняет важнейшую функцию – хранителя еды.
Имущественное расслоение приводит к идее неравенства людей, что, в свою очередь, рождает идею использовать труд низкостатусных людей посредством принуждения – идею рабства. Возникает новая система общественных отношений – рабовладельческий строй. Рабовладельческий строй, в отличие от первобытнообщинного, уже смог развить три формы организации общества: (а) раннее патриархальное рабство (б) царско-храмовое хозяйство (в) античное рабство с развитыми товарно-денежным отношениями. Царско-храмовое хозяйство и античное рабство являются более продвинутыми формами общественной организации по отношению к патриархальному рабству и имеют большую степень разделения труда, однако существование их было возможно только в определенных условиях.
Для античного рабства таким условием было наличие какого-либо уникального ресурса (выгодного географического положения, удобной бухты, месторождения меди, олова, соли, просто особо плодородных земель), генерирующего излишки благ, которые можно потратить на развитие товарно-денежных отношений.
Для царско-храмового хозяйства - наличие уникального ресурса, эффективное хозяйственное освоение не может быть произведено в частном порядке и обязательно требует слаженного коллективного труда, но потенциально способно дать огромный излишек благ. Пример – затопляемые поймы Нила, Тигра, Евфрата, Хуанхэ.
В местностях, где такие условия отсутствовали, рабовладельческий строй существовал в форме раннего патриархального рабства. Впрочем, с повышением человечеством уровня сельскохозяйственных и общественных технологий его ареал постоянно сокращался.
Эволюция идеи неравенства людей очень быстро привела к возникновению городов-государств. Самый ранний из известных примеров – шумерская цивилизация. Однако, скорее всего подобного рода общественные формации примерно одновременно возникли на всех территориях опережающего развития сельхозтехнологий, остальным просто не повезло с сохранностью и (я очень надеюсь на второй вариант) исследованностью.
Рабовладельческий строй был весьма эффективным способом организации общества, он пережил несколько технологических революций. Человечество научилось ковать медные самородки, и неолит 6 тысяч лет назад начал сменятся медным веком, оно научилось выплавлять легкоплавкие металлы и делать из них сплавы – и 4 тысячи лет назад медный век переходит в бронзовый. Затем человечество истощило все легко доступные месторождения олова, и 1200 лет назад принялось осваивать железо (конечно, речь здесь идет о наиболее технологически продвинутых регионах планеты, на большей ее части к рубежу 5-ти тысяч лет назад даже неолит только-только стал появляться).
Такая сильная разница в уровне развития определяла мировоззрение жителей государств - цивилизационных центров. Ранние цивилизации располагались далеко друг от друга, и вокруг себя видели только пустоту и варварство. Немудрено, что каждый из них воспринимал себя богоизбранным народом, единственно возможным центром Земли. Забавно, что идею собственной богоизбранности от них переняли и некоторые отсталые народы, жившие с развитыми цивилизациями по соседству, или находящиеся в рабстве у них.
1. Откуда есть пошла кроманьонская земля?
2. Верхний палеолит – золотой век человечества
4. Неолит. Да здравствует рабовладельческий строй - светлое будущее всего человечества!