Найти тему
КОСМОС

Сможет ли самолёт летать в космосе?

Отвечая на этот вопрос нужно для начала определиться с тем, что считать космосом, ведь одно дело — достичь формальной границы космоса в 100 км над уровнем моря, а совсем другое — хотя бы орбиты МКС.

Надо сказать, что ни один современный самолёт, используя подъёмную силу крыла, подняться на высоту даже в 100 километров не может. Плотность атмосферы быстро падает с набором высоты и очень скоро она становится просто недостаточной для создания подъёмной силы.

При этом не составляет большой сложности с помощью ракетных двигателей вывести самолёт на орбиту и затем использовать крылья посадить самолёт. Для этого потребуется специально сконструированный самолёт, но в целом это реализуемо.

North American X-15. Источник: wikipedia.org
North American X-15. Источник: wikipedia.org

Первым «космическим» самолётом стал гибрид самолёта и ракетоплана North American X-15. До высоты 8.5 км его поднимает обыкновенный самолёт (бомбардировщик B-52) после чего самолёт использует реактивные двигатели. Этот самолёт совершил несколько полётов на высоте выше 50 миль (80 километров), что по стандартам ВВС США считается границей космоса, а также дважды этот самолёт превысил высоту в 100 километров.

Однако если понимать под космосом хотя бы низкоземельную орбиту, то самолёта Х-15 будет уже недостаточно. Для этих целей было разработано (и разрабатывается в настоящее время) несколько орбитальных самолётов или космопланов.

Space Shuttle — ракетоплан, выводимый на орбиту с помощью ракеты-носителя и использующий контролируемое планирование при возвращении для посадки. Источник: wikipedia.org
Space Shuttle — ракетоплан, выводимый на орбиту с помощью ракеты-носителя и использующий контролируемое планирование при возвращении для посадки. Источник: wikipedia.org

К орбитальным самолётам относятся такие машины, как американский Space Shuttle и отечественный Буран, а также построенные частными компаниями SpaceShipOne, SpaceShipTwo, Boeing X-38 и др.

SpaceShipTwo. Источник: wikipedia.org
SpaceShipTwo. Источник: wikipedia.org

Если же мы ограничимся самолётами в привычном понимании этого слова. Т.е. самолётами, использующими воздушно-реактивные двигатели и подъёмную силу крыла, то, увы, ни один из них даже близко не смог бы приблизиться к границе космоса. Рекорд высоты принадлежит самолёту Lockheed S-71 Blackbird, который сумел подняться на высоту чуть меньше 26 километров.

Lockheed S-71 Blackbird. Источник: businessinsider.com
Lockheed S-71 Blackbird. Источник: businessinsider.com

26 километров — это очень высоко, но все же всё ещё внутри земной атмосферы. Без атмосферы ни один из обычных самолётов не сможет летать. Строго говоря, даже двигатели самолёта не смогут работать, так как воздушно-реактивный двигатель постоянно набирает воздух из атмосферы и использует его как часть реактивной массы. Крылья, разумеется, также не смогут создавать подъёмную силу.

Вид внутри кабины самолёта МиГ на высоте 18 километров. Источник: zvezdatv.ru
Вид внутри кабины самолёта МиГ на высоте 18 километров. Источник: zvezdatv.ru

Если каким-то образом любой современный самолёт окажется на орбите, то возможны три варианта. Если космический аппарат, который выведет самолёт на орбиту также придаст ему необходимую орбитальную скорость, то какое-то время самолёт будет вращаться вокруг Земли как искусственный спутник. Через некоторое время, впрочем, он сойдёт с орбиты и сгорит в атмосфере.

Если же скорость самолёта будет недостаточна, то независимо от действий экипажа самолёт упадёт на Землю и сгорит в атмосфере. Никакие действия пилотов вывести самолёт на контролируемое планирование, как делают шаттлы. Проблема в том, что самолёт успеет сгореть ещё до того, как атмосфера станет достаточно плотной, чтобы планирование было возможным.

Тепловой щит шаттла изготовленный из особой пористой керамики. Источник: wikipedia.org
Тепловой щит шаттла изготовленный из особой пористой керамики. Источник: wikipedia.org

Космопланы оборудуются специальным тепловым щитом, который принимает на себя львиную долю тепловой энергии и защищают корабль от перегрева. Обычный самолёт, не оборудованный чем-то подобным, будет обречен.

Ставьте палец вверх чтобы видеть в своей ленте больше статей о космосе и науке!
Подписывайтесь на мой канал здесь, а также на мой канал в телеграме. Там вы можете почитать большое количество интересных материалов, а также задать свой вопрос.
Наука
7 млн интересуются