...23 августа 1942 года фашистским захватчикам удалось прорвать фронт в стыке 4-й танковой и 62-й армий и выйти к Волге.
Группа неприятельских танков, захватив разъезд 564 недалеко от станции Котлубань, грозила прервать сообщение со Сталинградом. Остановить и задержать врага на участке Большая Россошка — хутор Власовна было поручено 35-й гвардейской стрелковой дивизии. До подхода основных сил дивизии на рубеж развертывания было решено выдвинуть передовой отряд, в состав которого вошла и пулеметная рота под командованием Рубена Ибаррури.
Это ответственное задание было поручено пулеметчикам не случайно. Они прекрасно зарекомендовали себя при выполнении предыдущих боевых заданий командования — раньше и организованнее других подразделений совершали трудные марши к новым позициям, быстрее и лучше занимали оборону. Командование было уверено, что и на этот раз пулеметчики Рубена Ибаррури не подведут.
Весь день шли бойцы по степи под палящими лучами солнца навстречу врагу. Путь в 15 километров из района Самофаловка, где до этого держала оборону дивизия, до Больших Россошек показался бесконечно длинным. Сказывалась усталость от прежних больших переходов. Кроме того, не было транспорта, и бойцы несли на себе как вооружение, так и боеприпасы. Надо было торопиться — ведь на учете был каждый час, каждая минута.
Рубен, как всегда живой и энергичный, подбадривал своих бойцов.
Вперед, стрелковая гвардейская, вперед,
За Родину любимую, за партию вперед!
— декламировал он.
Позднее эти слова Рубена с добавлением «Краснознаменная» вошли в песню 35-й гвардейской стрелковой дивизии.
Глубокой ночью передовой отряд дивизии занял боевые позиции и прямо с марша вступил в бой.
Фашисты обрушили на наши позиции сотни тонн смертоносного металла. Ни на минуту не утихал артиллерийский и минометный огонь, беспрерывно бомбили наши позиции вражеские самолеты.
Бывшие парашютисты-десантники, а вместе с ними пулеметчики дрались за каждый метр советской земли. Пять раз поднимались фашисты в атаку и пять раз откатывались назад.
Славно сражались с врагом бойцы 3-й роты и 2-го батальона 101-го стрелкового полка под командованием политрука Борисковского. Еще на марше они столкнулись с большой группой мотопехоты и танками противника. Наши воины внезапно атаковали врага и сожгли у него 18 автомашин и 2 танка, уничтожили свыше 30 фашистов, захватили значительные трофеи. В результате этого боя был очищен проход для частей и подразделений дивизии, которые были еще в пути.
Отважно дрались и воины 1-го батальона 100-го полка. За три дня боев, с 23 по 25 августа, они уничтожили здесь один самолет, 30 танков, 20 автомашин и свыше роты гитлеровцев.
В тесном взаимодействии с ними пулеметная рота Рубена Ибаррури мощным огнем наносила врагу тяжелые потери.
Действия передового отряда обеспечили успех всей дивизии. Противник понес большие потери в живой силе и технике и был отброшен.
Когда основные силы 35-й гвардейской стрелковой дивизии заняли рубеж обороны, передовой отряд получил новое задание — прикрыть правый фланг дивизии у хутора Власовка. Без отдыха, после тяжелого ночного боя воины вступили в новую схватку с врагом. Грохот артиллерии не утихал. Без умолку трещали немецкие пулеметы и автоматы. Но как только фашисты шли в атаку, гвардейцы встречали их смертельным огнем.
Во время боя за хутор Власовка были тяжело ранены командир и комиссар батальона. Командование батальоном принял на себя гвардии старший лейтенант Ибаррури.
Личной отвагой и героизмом коммунист Рубен Ибаррури воодушевлял солдат, вместе с ними ходил в рукопашные схватки.
Короткой клятвой и призывом звучали его слова:
«Родина приказала — ни шагу назад! Фашистам не пройти!»
И приказ Родины был выполнен. Фашисты не прошли. В этом бою гвардии старший лейтенант Рубен Ибаррури был смертельно ранен, вынесен бойцами с поля боя и направлен в госпиталь
...В госпитале советские врачи упорно боролись за жизнь отважного испанца, но ранение было очень тяжелым, и на рассвете 3 сентября 1942 года Рубена не стало.
У могилы Рубена Ибаррури воины дивизии поклялись жестоко отомстить врагу за смерть своего боевого товарища. Эту клятву они сдержали. 35-я гвардейская Лозовская Краснознаменная, орденов Суворова и Богдана Хмельницкого стрелковая дивизия прошла славный боевой путь от Волги до Берлина.
В ходе боев молодое пополнение, прибывшее в дивизию, воспитывалось на славных боевых традициях соединения, на подвигах наиболее отличившихся воинов.
Среди других имен героев части первым называли имя капитана Рубена Ибаррури. Так было в Сталинграде у хлебного элеватора, так было и при освобождении Одессы и под Варшавой. Полковой комиссар Лисичкин перед боем под Арбузовкой Алексей-Лозовского района Ростовской области, в котором он сам погиб геройской смертью в штыковой атаке, говорил бойцам:
«Наступил перелом в Великой Отечественной войне. Пулеметчики! Деритесь в бою так, как сражались гвардейцы-ибарруровцы при защите Сталинграда!»
Бойцы и командиры соединения с честью пронесли по полям сражений свое знамя, под которым геройски сражался и погиб Рубен Ибаррури. Ныне это гвардейское знамя бережно хранится в Центральном музее Вооруженных Сил Российской Федерации. Рядом с ним экспонируются документы, фотографии и личные вещи героя.
⭐⭐⭐
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОДПИСКА, ЛАЙК И РЕПОСТ БУДУТ ЛУЧШЕЙ БЛАГОДАРНОСТЬЮ