В Торнфильде Джен Эйр в первый раз близко столкнулась со светским обществом. Не привлекая к себе внимания, она тихонько рассматривала дам – взгляд художника-любителя подмечает и особенности внешности, и детали туалетов.
Роман вышел в 1849 г., и героиня сообщает в конце, что она уже десять лет замужем - значит, можно предположить, что действие происходит в конце 1830-х. Я постаралась подобрать портреты приблизительно этого периода, чтобы передать своё впечатление от персонажей.
Миссис Эштон и две её дочери – «старшая дочь, Эми, была скорей маленького роста; в её тоненькой фигурке, в её чертах и движениях было что-то наивное, полудетское, и это придавало ей особую привлекательность. Ей очень шло белое кисейное платье с голубым кушаком». Белый вообще был популярным цветом для юных дев.
Совсем по-другому выглядит леди Лин – «крупная, рослая особа, лет сорока, в роскошном атласном платье «шанжан», с весьма надменным лицом – держалась очень прямо. Её волосы, оттенённые голубым пером и убором из драгоценных камней, казались особенно тёмными». Шанжан – ткань, основа и уток которой разного цвета, что создаёт очень красивый переливчатый эффект.
«Полковница Дэнт была менее эффектна, но, по-моему, гораздо более аристократична. У неё была стройная фигура, бледное нежное лицо и светлые волосы. Её чёрное атласное платье, шарф из дорогих заграничных кружев и жемчужное ожерелье нравились мне больше, чем радужное великолепие титулованной гостьи». Атлас атласу рознь - экономка во время визита гостей тоже надевала чёрное атласное платье. Но платье полковницы наверняка было сшито из дорогой ткани и в соответствие с последней модой, и, поскольку оно вечернее, обнажало плечи. А драгоценные кружева и жемчуга делали его совершенно непохожим на строгое чёрное атласное платье миссис Фэйрфакс.
Самая же эффектная дама в гостиной – вдовствующая леди Ингрэм: «На ней было красное бархатное платье, а на голове тюрбан из индийского шёлка, придававший ей, как она, вероятно, воображала, что-то царственное». (Джен - ехидна!)
Тюрбаны вошли в моду ещё в начале XIX века. Это был головной убор, приличествующий торжественным случаям – выездам на балы, в театр, или, как в данном случае, на званый вечер. И виды тюрбанов, и ткани, и манера их носить постоянно менялись в соответствии с модой. Заметим, надеть тюрбан – вовсе не то же самое, что надеть шляпку. Зачастую нужно было задрапировать длинный кусок ткани на голове, сколов в нужных местах, так что, скорее всего, личная горничная леди Ингрэм владела этим искусством.
Ну а старшая дочь, Бланш Ингрэм, и вовсе ослепительна. Такой её рисует Джен Эйр немного позже: «Вспомни величественные, но гармонические очертания скульптурной шеи и груди, нежную руку, покажи округлое и ослепительное плечо, не забудь ни бриллиантового кольца, ни золотого браслета, добросовестно изобрази одежду, воздушный узор кружев и сверкающий атлас, изящные складки шарфа и чайную розу — и подпиши под этим портретом: «Бланш, прекрасная молодая аристократка».
Но мистеру Рочестеру оказалась нужна Джен Эйр. У которой и было-то всего три скромных платья. Продолжение следует!
Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма!