Найти в Дзене
Adept. Образование

Проблема устаревания знаний

Обучение в тренде

Одной из актуальных проблем современного образовательного процесса является постоянное увеличение объема информации и одновременно с этим быстрое устаревание знаний.

Как отмечают исследователи, «в современном мире «жизненный цикл» знаний и навыков очень короток. В научной литературе США, к примеру, фигурирует особая единица измерения устаревания знаний специалиста – так называемый «период полураспада компетентности».

Этот термин означает продолжительность времени после окончания вуза, когда в результате устаревания полученных знаний по мере появления новой информации компетентность специалиста снижается на 50%» (Сафонов А.Л., Демографические вызовы экономике и рынку труда в Российской Федерации в условиях глобализации).

Таким образом, непрерывное овладение новыми знаниями становится важной потребностью для специалистов, будь то врач, строитель, маркетолог, журналист, военный или ученый. Однако сама по себе проблема увеличения числа вопросов с увеличением объема знаний не нова и занимала ещё ученых древности.

Один из основоположников древнегреческий философии – Анаксимен говорил, что «чем шире круг знаний, тем больше он соприкасается с незнанием и порождает всё больше сомнений и вопросов» (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012). Проблема в резком увеличении числа знаний вокруг нас и в постоянном ускорении их устаревания. Это привело к тому, что сейчас стандартная система образования готовит специалистов прошлого.

Сегодня мы можем наблюдать это наглядно. «По данным американских экономистов, ежегодно обновляется 5% теоретических и 20% практических знаний, которыми обладают инженеры, врачи, биологи и представители других групп специалистов. Американские исследователи показали, что устаревание знаний инженера-выпускника 1940 года наступало через 12 лет, выпускника 1960 года – через 8–10 лет, а выпускника 70-х годов — через 4–5 лет. Для выпускника XXI века устаревание знаний происходит уже через 2–3 года.

Исследованиями последних лет установлено, что после окончания вуза ежегодно в среднем теряется 20% знаний. Их быстрое устаревание отмечается в различных сферах. Например, в металлургии знания устаревают каждые 3,9 года; в машиностроении — 5,2 года; в химической промышленности — 4,8 года; в рекламе — 5 лет; в бизнесе — 2 года». (Сафонов А.Л., Демографические вызовы экономике и рынку труда в Российской Федерации в условиях глобализации).

-2

При этом в наиболее наукоемких отраслях устаревание знаний происходит ещё быстрее, например, в сфере IT-технологий оно составляет не больше одного года, а в перспективе будет составлять ещё меньше. Наглядным примером этого является повсеместное внедрение «гаджетов», ускоривших процесс обмена информацией многократно и при этом создавших эффект постоянно обучающегося пользователя. Скорость обновления многих программных приложений уже сейчас выше скорости овладения ими. Современные технологии коммуникации и обмена данными заставляют нас искать новые подходы к вопросам образования.

«На современном этапе развития общества просто знать уже недостаточно, необходимо уметь применять полученные знания для решения конкретных задач в условиях не просто учебного процесса, а при выполнении конкретной задачи, с учетом новых условий, в которых необходимо достичь успехов при выполнении конкретной практически важной задачи. Следовательно, при подготовке специалистов в вузах необходимо формировать и развивать способности применять полученные знания на практике и, кроме того, в нетрадиционных условиях». (Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. Оренбург: ОГУ, 2012)

-3

На этом фоне для каждого – будь то студент, школьник или специалист, возникает вопрос в получении именно нужных знаний, ведь с ростом информации, растет и «информационный шум», то есть – недостоверные или ненужные знания, которые не дают преимуществ в работе и в жизни.

В такой ситуации качественный выбор учебного заведения или образовательных курсов становится как никогда актуален. Одним из способов решения данной проблемы является образование «он-лайн».

В последние годы в России, как и во всём мире, появились многочисленные образовательные учреждения негосударственного типа, составившие значительную конкуренцию традиционным вузам и школам, и существенно дополнившие их. Рынок образования предлагает многочисленные варианты обучения, и задача ученика (а равно и человека, продолжающего свое обучение) выбрать оптимальный для себя.

-4

По мнению специалистов, современный образовательный процесс должен развиваться по двум направлениям: обучению по индивидуальным образовательным программам и самообразованию с участием в различных он-лайн проектах и творческой деятельности.

Таким образом, современное образование должно, прежде всего, учить мыслить, обрабатывать информацию и применять полученные знания в жизни. Это подтверждают и сами выпускники вузов, считающие, что высшая школа сегодня должна учить умению рассуждать и нестандартно мыслить, уметь учиться, работать с большим количеством информации.