«Детектив Варшавски» и хроники нуара
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки!
Дорогие друзья, день добрый! С вами вновь историк Андрей Васильченко, для кого-то известный как специалист по ретрокультуре, а для кого-то - как автор культурологического бестселлера «Пули, кровь и блондинки. История нуара». Сначала пара слов о книжных новостях. В ближайшие дни тираж указанной книги закончится во всех крупных онлайн магазинах. Однако не стоит расстраиваться по этому поводу – будет сделан дополнительный тираж. И если вы не успели приобрести данную книгу (что я имею наглости рекомендовать вам сделать), то это можно осуществить несколько позже. А сейчас мы перейдем к основному предназначению данного канала. А именно будем рассказывать о нуаре всё то, что по самым разными причинам не вошло в книгу.
Сегодня я предлагаю перенестись в 1991 год. Именно тогда на экраны вышел фильм «Детектив Варшавски». Ирония заключается в том, что в Америке фамилии славянского происхождения не склоняются, не спрягаются, что в некоторых случаях служит основой для комичных ситуаций. В данном сюжете поначалу сложно уловить, что Варшавски – это женщина. Виктория Варшавски – частный детектив женского пола. В исполнении блистательной Кэтлин Тёрнер, которая обессмертила свое имя и светлые кудряшки благодаря таким лентам как «Роман с камнем», «Жемчужина Нила», а заодно «Война Роз» и «Честь семьи Прицци». Отметим, что у Кэтлин Тёрнер были весьма непростые отношения с рассматриваемым нами нуаром. Во-первых, она начала свою большую карьеру благодаря ленте «Жар тела» (1981), которая была не только вольным ремейком культового кино-нуара «Двойная страховка», но и точкой отсчета, от которой обычно ведут хронологию пост-нуара (не слишком сложные термины?)
Во-вторых, именно с Кетлин Тёрнер была в буквальном смысле слова срисована Джессика из пародийной ленты «Кто подставил кролика Роджера?». Принимая во внимание всё выше сказанное, можно было предположить, что актриса в определённый момент должна была появиться в нуаре. Впрочем, было решено поместить её в комедийный нео-нуар. На тот момент сие направление, возникшее на излете 60-ых годов фактически отходило в мир иной, уступая место упоминавшемуся выше пост-нуару. Наверное, в этом крылась главная проблема фильма. Умирающий под-жанр едва ли можно было спасти набором феминистических шуток, ибо нуар в первую очередь - мужское явление, а мужчины едва ли любят, когда над ними насмехаются.
Однако, всё это вовсе не повод, чтобы отказаться от анализа фильма. В нём были интересные находки. Например, идея перенести манеры типичного для нуара частного детектива (выпивает, постоянно пребывает в состоянии похмелья, небрежный и т.п.) на представительницу прекрасного пола. Причем сделать это так, чтобы не превращать главную героиню в мужиковатый мешок на «ножках-тумбах». В противном случае будет не совсем понятно, что такой детективше удается «цеплять» мужиков – ещё одна типичная черта частного детектива «наоборот».
Однако делать успешные пародии на нуар дело неблагодарное и рисковое. Нередко они проваливаются в прокате. Так, например, произошло с весьма недурственным фильмом «Леди в поезде» (1945). Так случилось 45 лет спустя с «Детективом Варшваски». Отнюдь не всем дано (подобно братьям Коэнам) возвысить пародию на нуар до уровня высокого искусства. Впрочем, путь к успеху нередко вымощен чужими ошибками. Несмотря на то, что фильм про женщину-детектива нельзя назвать удачным, а игру Тёрнер - убедительной, его вполне можно посмотреть как-нибудь вечером.
Завершая рассказ об этой ленте (мы по сложившейся на канале традиции не пересказываем его сюжет) необходимо отметить, что лента может быть примечательной с той точки зрения, что нео-нуар является отражением «кризиса мужественности». В случае с «Детективом Варшавски» можно было бы говорить об откровенном дефиците мужчин. Единственный кто более-менее достоин женского внимания, на зло главной героини гибнет в самом начале фильма, который собственно посвящен расследованию этого преступления. Все остальные мужские персонажи (от гангстеров и репортеров до бестолковых полицейских) это самая настоящая «гендерная карикатура». Что можно сказать по этому поводу: смело, но мимо!