В 1365 году пятнадцатилетний Дмитрий в каменной Воскресенской церкви обвенчался с дочерью суздальского князя Евдокией. Свадьбу справляли в Коломне, на середине пути между Москвой и Нижним Новгородом, ибо Дмитрий ставил Москву выше Нижнего и не хотел идти на поклон к тестю. В свою очередь, Дмитрий Константинович счел обидным для себя ехать к своему зятю. Оба пеклись о своем достоинстве.
Свадьба была пышной. Дмитрий желал показать, что у московского князя есть деньги, что не зря Москва выше других городов русских стоит. Не хотел отставать от зятя и тесть. Молодые были под стать друг другу: не по годам возмужавший Дмитрий и его красавица-жена.
«И взрадовалась вся земля о свершении брака сего. И во браке целомудренно живяста, яко златоперистый голубь и сладкоглаголивая ластовица».
Не успели молодые обосноваться в Москве, как на город обрушилась беда.
«Было тогда знамение на небеси, солнце явилось аки кровь и по нем места черны, и мгла стояла с полета, и зной и жары были великие, леса и болота и земля горяше, реки пересохли и был страх и ужас на всех людях и скорбь великая».
В это знойное лето и вспыхнул в Москве пожар. Сначала загорелась церковь Всех Святых. Стояла жаркая погода, дул сильный ветер. Ветер разносил головни и даже бревна с огнем так быстро, что не успевали тушить. В одном месте гасили, а в десяти загоралось. Огонь пожирал буквально все, ни одно имение спасти не удалось. За считанные часы выгорели Кремль, Посад, Заречье и Загородье. Этот пожар прозвали «Всесвятским».
– Негоже быть Москве боле деревянной, – решил Дмитрий и, посоветовавшись с боярами, приказал везти в город камень.
На севере Псков, Новгород уже давно камнем обкладывали, Москва же несколько поотстала. Для юного князя это было смелым решением. Ведь для постройки каменных стен нужно много денег, много рабочих рук, много труда. Наверняка Дмитрий рассчитывал на поддержку бояр и без их одобрения едва ли пошёл бы на такой шаг.
Камень приходилось доставлять из Мячковских каменоломен. Зимой и дороги лучше, и рабочих рук больше, потому как только выпал снег и установился санный путь, в Москву потянулись обозы с камнем.
«В Москве начали ставить каменный город, надеясь на свою великую силу...» – отмечает Тверской летописный свод.
Со всех уделов сгонялись на работу люди, приглашались мастера каменного дела. Камень подвозили к городу постоянно, несмотря ни на морозы, ни на метели.
Дмитрий не мог налюбоваться, как быстро укрепляется Москва. Часто он приезжал вместе со своим братом Владимиром посмотреть, как идут работы.
– Какие стены прочные у нас будут! – говорил Дмитрий, и глаза его светились от радости. – Быть Москве первой среди городов русских.
Возводили Кремль одновременно по всем трем направлениям. С темна до темна раздавался в Москве стук топоров. Руководили работой московские бояре. Они отвечали за определенные участки. Бояре старались перещеголять друг друга: закончить строительство как можно быстрее, да чтоб по облику их башни выглядели как можно лучше. Так башни и получили имена бояр. Возведением Свибловской башни руководил Федор Свибла, Тимофеевской – Тимофей Вельяминов, Собакинской – Федор Собакин. Вновь выстроенная крепость охватила почти всю территорию нынешнего Кремля.
К лету 1367 года строительство Кремля было закончено. С тех пор Москву стали называть белокаменной. Многие купцы и другие пришлые люди восхищались красотой Кремля. В яркий солнечный день от белых стен Кремля нельзя было и взгляда оторвать. Но не только красотой выделялись московские стены, они поражали своей прочностью и надежностью. Толщина стен колебалась от двух до трех метров, высота стен доходила до четырех метров.
Преобразилась Москва, стала выделяться из всех городов. Быстро увеличивалось население Москвы. Многие пришлые люди облюбовывали себе местечки за каменными стенами. Все больше купцов съезжалось в Москву, бойче шла торговля. Начали в Москве и свою серебряную монету чеканить.
Продолжение следует...
Читайте ранее: (I). Юный князь | (II) Раздача ордынских ярлыков
Библиография:
Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Глава 11.
Лицевой летописный свод. Русская летописная история
Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского
С.М. Соловьёв. История России с древнейших времен. Том III. Глава 7.
Дорогой друг, спасибо за чтение! Надеемся, ты оценишь скромный труд авторов этого канала. Пожалуйста, поставь лайк, подпишись на наш канал, расскажи о нем в соцсетях. Прокомментируй, дополни прочитанное своим мнением – прошлое неоднозначно и противоречиво, а в споре рождается истина!