Текст: Николай Марков
Друзья, сегодня у нас фото-пост, посвященный одной из самых неоднозначных моделей завода АЗЛК – длиннобазному седану «Иван Калита». Как мы помним, в последние годы работы завода его руководитель Р.С. Асатрян, имеющий собственные представления о прекрасном, сориентировал коллектив на создание штучных эксклюзивных модификаций «сорок первого». Так сначала появились длиннобазный хэтчбек «Юрий Долгорукий» и растянутый седан «Князь Владимир». А апофеозом этой вакханалии стал седан «Иван Калита» – тоже с длинной базой, но теперь еще и с несуразно вытянутым багажником и какой-то совершенно ужасной, словно топором вырубленной решеткой радиатора, которая ну вообще никак не вписывалась в общий облик «Москвича». Все вместе смотрелось как аляповатая самоделка. Я впервые увидел эту машину на Московском автосалоне 1998 года. Она стояла на круглом подиуме в павильоне «Форум». Пробился сквозь плотную толпу посетителей и… до сих пор помню свой шок от увиденного. Шок в негативном смысле, конечно: машина откровенно не понравилась. Хлопнул один-единственный дежурный кадр на пленочный «Зенит» и побрел в расстройстве дальше в сторону стенда «АВТОВАЗа» – вот там в том году действительно показывали классные машины новых моделей…
С тех пор минуло больше 20 лет: нет завода, нет уж и многих из тех штучных «эксклюзивов», которые на АЗЛК построили на излете своего существования. Относиться к ним плохо теперь я не могу: сегодня это уже исторические, коллекционные образцы, достойные сохранения. Ну не виноваты они, что их сделали такими ужасными! Теперь я расстраиваюсь немного от другого: например, когда встречаю «Ивана Калиту» на зимней, залитой реагентами дороге. Разумеется, машина при этом уже вся насквозь гнилая… Кто ж догадался с тобой так обойтись?! Но не будем больше о грустном. Лучше я покажу вам несколько фотографий из бывшего заводского архива с этими неоднозначными, но теперь уже бесспорно эксклюзивными машинами. Приятного просмотра!
Кстати, если вдруг здесь кто-то появится из нынешних владельцев таких машин – скажите, пожалуйста: с каким пакетом документов вы на учет ставились? На машины оформлены разовые разрешения на переоборудование или получены СБКТС? Сертифицированы все эти чудеса не были – ни «Калиты», ни «Дуэты», ни даже полноприводные «Князья»… Хотя, памятуя, как в конце 1990-х завод вовсю выпускал даже обычные «Москвичи», которые вообще не соответствовали полученным ОТТС, не удивлюсь, что и подобные «эксклюзивы» вставали на учет обычными «левыми» путями…