Бродя по книжному магазину, я наткнулся на заманчивую книгу с интригующим названием "Пандемия. Всемирная история смертельных инфекций" прославленной научной журналистки Сони Шах. В ней автор красочно, живо и подробно описывает историю одного из самых страшных заболеваний, которое только знало человечество, а именно холеры. Давайте же вместе заглянем в страницы этой замечательной книги, чтобы выяснить, как страшные заболевания прошлого распространялись по нашей планете, и что ждет нас в будущем.
Холера - страшное заболевание, вызываемое бактерией Vibrio cholerae. Человечество об этом заболевании знало давно: в античности о ней писали Гиппократ и Гален, однако большую часть времени не обращали на нее внимания, поскольку она не вызывала эпидемией и была местной болячкой южной Азии. Однако в начале XIX века все меняется. Холерный вибрион мутировал из-за аномальных погодных условий где-то в теплых водах Бенгальского залива и заразил первую жертву в 1816 году. Спустя год эпидемия охватила все без исключения страны Азии и начала свое страшное странствие по свету.
Холера очень "некрасивое" заболевание. Ни трагического туберкулезного кашля, ни романтического малярийного жара. Она не ждет, не истощает неделями. Вы проснулись, спокойно позавтракали, сели в машину и поехали на работу. Потом решили сделать паузу и съесть аппетитный круассан, что видели в местной кафешке. Сделав глоток кофе, вы понимаете, что что-то не так. И в этот момент вас схватывает неукротимая лавина поноса. Его невозможно остановить, к этому невозможно подготовиться. Если вам не оказать помощь, вы погибнете от тотального обезвоживания организма в течение суток. А теперь представьте весь ужас Франции XIX века, когда эпидемия холеры добралась до них.
По городу ходили страшные истории о том, как человек, сев пообедать, к десерту уже был мертв; о том, как муж вернулся домой со службы и обнаружил на двери записку, сообщающую, что жена и дети умирают в больнице; о том как пассажиры поезда вдруг падали замертво в купе. Причем не просто хватались за сердце и рушились на пол, а бесконтрольно опорожняли кишечник. Холера была унизительной, дикарской болезнью, она оскорбляла благородные чувства XIX века. Эта экзотическая захватчица, как пишет историк Ричард Эванс, превратила просвещенных европейцев в орду дикарей.
"Мысль о том, что вас может скрутить внезапный неконтролируемый приступ диареи в трамвае, в ресторане, на улице, в присутствии десятков или сотен приличных людей, - пишет Эванс, - пугала, пожалуй, не меньше, чем мысль о самой смерти". Наверное, даже больше.
Я неспроста привел такую большую цитату из книги. Книга написана очень "сочно", если можно так выразиться, и это играет ей только на пользу.
Соня Шах продолжает следить за вспышками эпидемий в контексте событий тех времен, в частности, каким образом на развитие эпидемий влияли многочисленные факторы, например, скученность населения вследствие волн миграции. В середине XIX века в Америку хлынули беженцы из Ирландии, спасавшиеся от голода. В 1845 году почти все посевы картофеля в Ирландии были уничтожены грибком. Жители вместо клубней выкапывали лишь комки вонючей слизи, а картофель для ирландцев был почти единственной пищей тех времен: средний рабочий съедал до четырех с половиной килограммов картофеля в день. В результате голода погибло полтора миллиона человек, еще полтора миллиона бежало из страны. В итоге в Нью-Йорк прибыло 800 000 беженцев из Ирландии, что красочно показано в фильме 2002 года Мартина Скорсезе "Банды Нью-Йорка". Наплыв мигрантов привел к уплотнению населения, антисанитарии и, в итоге, к эпидемии холеры.
Автор не только красочно описывает события тех дней с точки зрения заболевания, но и реакцию людей на пандемию. Целая глава книги названа "Коррупция" и повествует о поведении властей в период вспышки болезни. В частности, как штат не стал строить единый водопровод, чтобы обеспечить жителей доступной пресной водой, а отдал проект на откуп частному бизнесу, который спонсировал принимающих решение в чиновничьем аппарате. В итоге от городского водохранилища объемом почти 4 млн литров тут же отказались, построив резервуар в 0,001% это этого объема, а металлические трубы заменили на деревянные. В результате эпидемия разгорелась с большей силой, а выделенные деньги утекли в частный карман.
Шах повествует, как проблему замалчивал врач, которому губернатор штата Нью-Йорк поручил исследовать обстановку. Зная о продвижении болезни, он декларировал:
Это лишь иллюзия. На самом деле холера поражает лишь мигрантов, бедняков и пьяниц и только "в грязных районах". Респектабельные граждане попросту "переели зеленого гороха" или "неумеренно употребляли огурцы и другие овощи". Нью-Йорку нечего бояться, и никакой карантин ему был не нужен. "У нас имеются исчерпывающие доказательства, - докладывал Бек, - что карантинные меры не способствуют избавлению страны от холеры".
В итоге защитные меры у местных жителей сводились к тому, чтобы избегать зеленых и незрелых овощей и перенимать рекомендованные врачами моральные устои среднего класса - умеренность в труде, еде и половых отношениях. Жители городов насаживали на колья большие куски мяса, чтобы те впитали холерные испарения. Эти события происходили менее, чем 150 лет назад.
В 1901 году в итальянском Неаполе вспышку холеры тоже скрыли, боясь спугнуть миллионы туристов. Репортерам, писавшим о болезни, угрожали тюрьмой, на медицинские кружки совершались ночные облавы с изъятием учебных материалов о холере. Можно решать проблему, а можно сказать, что у нас проблемы нет, а все, кто считает иначе - враги народа (как легко ситуация проецируется на современные реалии). В итоге погибло 18 000 человек, а болезнь распространилась на Францию и Испанию.
Пандемии разобщают общество, этому посвящена целая глава, названная "Обвинения". Болезнь - не внешний враг, против которого нужно сплотиться. Она - враг изнутри, и люди ищут виноватого. В итоге случались целые бунты, например, холерный бунт на Сенной площади в Петербурге 1831 года. Городские жители решили, что врачи не лечат больных, а наоборот, заражают холерой, а тех кто заразился - убивают. Стекла главного лазарета выбили, сломали кровати, а из окон выбросили врачей.
В современном мире так же нерационально поступают целые страны, борясь с иммунизацией, главным инструментом защиты от страшных болезней прошлого. В Нигерии мусульманские руководители заявляют, что вакцина от полиомиелита заражена ВИЧ и направлена на тайную стерилизацию мусульман. В индийских штатах Бихар и Уттар-Прадеш утверждают, что в вакцине содержится свиная корь и контрацептивы. В Пакистане в 2014 году от рук боевиков погибло 65 врачей, пытавшихся провести иммунизацию.
Я не затронул очень многие темы, которые подробно описаны в этой книге. Подводя итог, могу смело сказать, что книга мне очень понравилась, он написана доступным, понятным языком, сочно, броско и лаконично. Автор, несмотря на все исторические ужасы, с оптимизмом смотрит в будущее, утверждая, что мы живем в самое технологичное время и максимально готовы бороться с эпидемиями. Вероятно, человечество не раз столкнется со страшными болезнями будущего, но переживет и их, как это было не раз.
Если вы хотите более детально разобраться, как именно болезни влияли на ход человеческой истории, я делал обзор на книгу Дэвида П. Кларка "Микробы, гены и цивилизация", она вам в этом поможет.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк, нас ждет еще много нового!
Всегда ваш, Евгений Плисов. Читайте сочные книжки.