Много ли вы знаете историй о животных, спасавших города? Кроме знаменитой легенды про гусей и Рим. На самом деле, если покопаться в исторических документах, то можно найти как минимум несколько аналогичных случаев. Но сегодня – о событиях не столь давних и памятных каждому россиянину – блокаде Ленинграда. Тем более, что недавно исполнилось 75 лет с момента ее снятия. Сразу скажу, что статья будет не самой радужной, поэтому особо впечатлительным лучше не продолжить.
Незавидная кошачья судьба
Во время войн, голода, эпидемий домашние животные становятся одними из первых жертв. И вовсе не из-за своей неприспособленности к самостоятельному дикому обитанию. К началу зимы 1941 года большинство кошек в Ленинграде было съедено. Многие пережившие то страшное время, вспоминают об этом со стыдом, но зачастую похлебка или котлеты из кошки были единственным шансом остаться в живых.
«3 декабря 1941 года. Сегодня съели жареную кошку. Очень вкусно!» – писал в своем дневнике 10-летний мальчик.
«Соседского кота мы съели всей коммунальной квартирой еще в начале блокады», – вспоминала Зоя Корнильцева, бывшая в ту пору ребенком.
Впрочем, были и исключения. Многим известна история о коте Максиме, жизнь которого безымянной сердобольной женщине удалось отстоять перед лицом соседей и родственников. Сам же кот – ослабший и голодный – в свою очередь не покусился на жизнь обитающего в квартире попугая.
Еще более трогателен рассказ безымянного автора про кота Василия, который своим умением охотиться спас целую семью. Ежедневно он притаскивал домой крыс и мышей, а иногда и птиц. Все это шло на похлебку – не самую вкусную, но достаточную для выживания.
Коты на службе
Кошки – животные чуткие и острожные, а потому могут предсказывать, например, стихийные бедствия. Эту способность широко использовали те блокадники, у кого усатые-полосатые сохранились. Коты начинали суетиться и жалобно мяукать незадолго перед бомбежкой – таким образом они реагировали на еще неразличимый человеческим ухом звук приближающихся самолетов.
Именно как «слухача» одного из уцелевших котов – рыжего наглого «бандита» - использовали ленинградские зенитчики. Своим мяуканьем хвостатый «солдат» загодя предсказывал приближение вражеских самолетов. Причем реагировал именно на звуки немецкой авиации, четко различая ее с советской.
Кошачий десант
Уже в 1942 году ленинградцам стала очевидна недооценка значимости кошачьих. Если на первых порах кому-то они и спасли жизнь, то с началом весны ситуация повернулась другим боком. Расплодившиеся в отсутствие естественных врагов крыши и мыши грозили уничтожить те немногие запасы продовольствия, что еще были в осажденном городе и доставлялись сюда по «дороге жизни» и авиацией.
Стаи крыс пытались давить машинами и танками, расстреливать из автоматов и пушек, травить, но никакие методы борьбы не помогали. Ленинградцы вспоминали, что полчища грызунов, перебегавшие дорогу, порой останавливали движение.
Вот как пишет об этом Кира Логинова: «...тьма крыс длинными шеренгами во главе со своими вожаками двигались по Шлиссельбургскому тракту прямо к мельнице, где мололи муку для всего города. В крыс стреляли, их пытались давить танками, но ничего не получалось: они забирались на танки и благополучно ехали на них дальше. Это был враг организованный, умный и жестокий...»
Частично прорвать кольцо окружения удалось только весной 1943 года. И одним из первых грузов, прибывших по открывшемуся коридору, стали четыре вагона кошачьих из Ярославской области. Часть их тут же выпустили на улицы, а часть раздали ленинградцам. В 1944 году – после снятия блокады в Ленинград был отправлен еще один кошачий десант – теперь уже из Сибири – в количестве 5 тысяч лучших крысоловов.
В Санкт-Петербурге помнят о том посильном вкладе, который внесли кошки в спасение жителей осажденного города. Поэтому там им установлено несколько памятников: коту Елисею и кошке Василисе на Малой Садовой улице.
Если статья вам понравилась - не стесняйтесь ставить лайк и подписываться на канал. В запасе есть еще много интересного, что вскоре станет статьями.