Найти тему

Сколько платили Советским летчикам в годы Отечественной войны?

Эта страница истории мало изучена профессионалами и еще меньше информации о денежном довольствии и премировании Советских солдат и офицеров мы можем найти в открытых источниках.

У нас бьются две крайности. Одна из них - Солдаты и офицеры, охваченные духом патриотизма, защищали свою Советскую Родину (в новейшей истории - просто, Родину). Второй является либеральная идея, которая в вольном изложении звучит примерно так - половина населения СССР сидела, а вторая ее охраняла. После начала войны вторая половина погнала на убой первую, без оружия провианта и техники. При этом матерясь и постреливая в спины из пулеметов-автоматов. Трупами гитлеровцев и закидали... Патроны у них кончились видать.

В этих двух версиях нет места меркантилизму - зачем платить фанатикам, зачем платить смертникам? Покормят раз в неделю и то ладушки. Реальность же была совершенно иной - на войне нет места ни фанатикам, ни смертникам - те и другие, если быстренько не пересмотрят свое отношение к действительности, очень быстро отправятся в мир иной. На войне нужны профессионалы. А профессионалы стоят дорого и руководство СССР прекрасно это понимало. Хоть и строили коммунизм.

В этой статье я хочу рассмотреть вопрос денежного поощрения летчиков. И так, поехали.

Первый, документально подтвержденный, приказ Сталина подписанный 08 августа 1941 года, касался вопроса материального вознаграждения участников бомбардировки Берлина. В ночь с 7 на 8 августа несколько самолетов стратегической авиации произвели успешную бомбардировку столицы Рейха. Личному составу была объявлена благодарность и каждый член экипажей самолетов получил по две тысячи рублей.

Премирование за бомбежку Берлина стало доброй традицией, а впоследствии, в премиальном отношении, к немецкой столице приравняли Бухарест и Будапешт.

После стратегической авиации премирование распространилось на все Военно-Воздушные силы. 19 августа 1941 года Сталин подписал приказ «О порядке вознаграждения лётного состава Военно-Воздушных сил Красной Армии и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков». В документе был установлен порядок вознаграждения летчиков всех видов авиации.

Летчики-истребители за 3 сбитых (подтвержденная победа) самолёта противника представлялись к награждению орденом. За десять сбитых самолетов летчики представлялись к званию Героя Советского Союза, с 1943 года для получения Звезды героя требовалось сбить 15 самолетов противника. Был определен и порядок награждения летчиков, штурманов и бортстрелков в других видах авиации.

Трижды Герой Советского Союза, летчик, гвардии полковник Александр Иванович Покрышкин, 1945 г.
Трижды Герой Советского Союза, летчик, гвардии полковник Александр Иванович Покрышкин, 1945 г.

За сбитый самолет летчики получали премию в размере одной тысячи рублей. Это касалось и любого члена экипажа самолета-разведчика или бомбардировщика, лично сбившему самолет. Система премирования летчиков-истребителей выглядела, примерно, так:

  • 5 боевых вылетов - премия 1 500 рублей;
  • 15 боевых вылетов – представление к правительственной награде и премия в размере 2 000 рублей.;
  • 25 боевых вылетов – представление ко второй награде и премия в размере 3 000 рублей;
  • 40 боевых вылетов – представление к высшей правительственной награде, премия в 5 000 рублей.

Была введёна система премирования за уничтожение самолетов врага на взлётно-посадочных полосах. За успешное проведение четырех боевых вылетов в таких операциях летчик получал денежную премию в 1 500 рублей. За 10 боевых вылетов днём или 5 вылетах ночью летчика представляли к награде. И так по нарастающей.

Система премирования была разработана и введена во всех видах авиации. Все имело свою цену. Летчиков награждали и за полёты без аварий и поломок - за каждые 100 полетов, без происшествий, награда 5 000 рублей.

Ремонт истребителя И-16. Основного истребителя Красной Армии до 1942 года
Ремонт истребителя И-16. Основного истребителя Красной Армии до 1942 года

Наземный персонал также не был забыт. За быстрый ремонт техники мастера получали премию в 500 рублей за каждый восстановленный самолет. Техперсонал, обслуживающий самолеты, получал денежную награду в размере 3 тыс. рублей, при условии безотказной работы самолета каждые 100 самолетовылетов.

В ходе войны "расценки" за сбитые самолеты противника неоднократно менялись, но неизменно служили материальным стимулом повышать свое профессиональное мастерство. Стоит отметить, что Советское командование вело строжайший учет сбитых самолетов противника, именно поэтому число наших воздушных побед, даже у самых прославленных асов не значительно, в сравнении с германскими летчиками. Но им для подтверждения побед и не требовалось доказательств. Сбил 50-70-170 самолетов за вылет и молодец, ну не врать же в самом деле. Зная любовь своих ассов к "правде" Немецкое командование представляло их крайне редко и неохотно... Но это тема для совершенно другой статьи.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, комментируйте.
Вступайте в группу Военная история - http://vk.com/military_history общайтесь и смотрите документальные военно-исторические фильмы