Анатолий Шаршун, заместитель директора Департамента по ценным бумагам Минфина
Отечественный рынок ценных бумаг имеет достаточно большой потенциал для роста. Для его реализации необходимо создавать дополнительные условия по увеличению на нем как спроса, так и предложения, в том числе повышать заинтересованность инвесторов в приобретении существующих инструментов. Достижению поставленных целей будет способствовать внедрение финтеха, то есть, новых технологий совершения операций, корпоративного управления и раскрытия информации для инвесторов.
Предпринятые шаги
Одной из основных задач, стоящих перед Минфином и иными заинтересованными госорганами, является устранение на законодательном уровне имеющихся барьеров и создание благоприятных условий для развития финтеха на рынке ценных бумаг.
Достижению поставленных целей будут способствовать вступающие в силу с 1 февраля 2019 года изменения в Гражданский кодекс. В числе нововведений можно отметить закрепление за сделками, совершенными в электронной форме, статуса письменных. В данную категорию подпадают не только операции с использованием ЭЦП (электронной цифровой подписи), но и многих других программно-аппаратных средств, которые позволяют идентифицировать стороны сделки (например, системы многофакторной идентификации, в том числе с использованием мобильных устройств).
Поправки в Гражданский кодекс закрепляют начатый ранее процесс создания условий для диджитализации экономических отношений. Отметим, что и ранее на финансовом рынке отдельные сделки совершались с использованием программных технологий (в частности, между профессиональными участниками рынка ценных бумаг в торговой системе ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»).
1 декабря 2015 г. был подписан Указ Президента Беларуси № 478 «О развитии цифровых банковских технологий», в соответствии с которым банкам как участникам рынка ценных бумаг дано право совершать операции в электронном виде без использования ЭЦП.
В 2018 году Минфином обеспечено принятие поправок в законодательство о ценных бумагах, которые расширили и детализировали порядок совершения дистанционных операций с ценными бумагами. Так, в апреле 2018 г. утверждена Инструкция, закрепившая механизмы удаленного взаимодействия с депозитариями - выдачу поручений о проведении депозитарных операций, получение выписок по счетам «депо» и т.д. В мае 2018 г. постановление Минфина РБ от 31 августа 2016 г. № 76 «О регулировании рынка ценных бумаг» дополнено нормами о порядке свершения и регистрации письменных сделок с ценными бумагами с использованием программно-аппаратных средств и технологий, включая дистанционное банковское обслуживание.
В совокупности изменения призваны стимулировать участников рынка активнее использовать возможности удаленного взаимодействия, делая процесс инвестирования в инструменты простым для каждого человека. Уже сегодня население имеет возможность приобретать облигации отдельных эмитентов через Интернет, то есть, не выходя из дома.
В будущем ожидаются еще большие успехи. С учетом созданных законодательных условий профессиональным сообществом разрабатываются мобильные приложения, которые позволят обеспечивать дистанционное взаимодействие с брокерами для совершения абсолютно любых сделок, как на биржевом, так и на внебиржевом рынке.
Результатом внедрения мобильных технологий должно стать снижение посреднических вознаграждений и повышение спроса на ценные бумаги с учетом простоты их приобретения со стороны граждан и юридических лиц.
Дальнейшие планы
Работа по внедрению современных технологий продолжается. Так, между Минфином и Нацбанком достигнута принципиальная договоренность о расширении субъектного состава пользователей системы дистанционного банковского обслуживания за счет небанковских профессиональных участников рынка ценных бумаг. Для реализации этой задачи осуществляется подготовка изменений в Указ Президента Беларуси от 1 декабря 2015 г. № 478 «О развитии цифровых банковских технологий».
Помимо этого, Министерство финансов выступило с инициативой о внесении поправок в корпоративное законодательство для создания условий по удаленному участию в общих собраниях акционеров. Цель предложения – предоставить возможность каждому человеку принимать участие в управлении обществом с использованием мобильных технологий. Таким образом, мы исключим необходимость физического присутствия на собрании акционеров. Тем самым повысится качество корпоративного управления и увеличится интерес портфельных инвесторов к акциям как механизму приумножения капитала.
Еще одной точкой приложения усилий Минфина как регулятора является реализация мероприятий по автоматизации работы с информацией, решение проблем «больших данных», снижение операционных издержек обработки информации рынка ценных бумаг, в том числе с помощью повышения уровня ее структурированности. Здесь в среднесрочной перспективе поставлен ряд важнейших задач.
Например, планируется акцентировать внимание на автоматизации процессов сбора отчетности участников рынка ценных бумаг путем внедрения системы личных кабинетов на Едином портале финансового рынка (ЕПФР). В случаях, когда такая отчетность помимо прямого представления регулятору, должна быть публично размещена на ЕПФР, система обеспечит одновременное принятие информации в базу данных Минфина и публичный доступ к ней для всех заинтересованных. В результате мы исключим вероятность расхождения данных на технологическом уровне. В свою очередь система личных кабинетов повысит оперативность взаимодействия между регулятором и участниками рынка ценных бумаг. Внедрение этих нововведений завершится в 2019 году.
В свою очередь к 2025 году начнут осуществляться удаленные административные процедуры путем сопряжения с Единым порталом электронных услуг.
Отдельное внимание будет уделено внедрению структурированных форматов отчетности на основе широко используемого в международной практике стандарта обмена деловой информацией - XBRL. Его основная особенность и характеристика состоит в машиночитаемом языке. То есть, финансовая отчетность, составленная на основе XBRL, понятна компьютеру, следовательно, может быть им детально обработана и проанализирована. Переход на этот стандарт значительно снижает операционную нагрузку на людей и помогает оперативно трансформировать данные.
В Евросоюзе, США и других странах с развитым финансовым рынком XBRL является обязательным стандартом отчетности. Для Беларуси его появление дополнительно позволит упростить размещение ценных бумаг отечественных эмитентов за рубежом.
С другой стороны, имеются предпосылки надеяться на повышение интереса к внутреннему рынку из-за рубежа. Финансовая отчетность предприятий, которая может быть проанализирована роботизированными компьютерными системами международных инвестиционных компаний, с большей вероятностью привлечет их интерес в процессе принятия инвестиционных решений в пользу РБ.
К 2025 году XBRL может стать юридически используемым стандартом. При этом, внедрение структурированной отчетности является важнейшим элементом формирования концепции электронного правительства. Вскоре исчезнет необходимость субъекту хозяйствования представлять данные по отдельности регуляторам рынков (ценных бумаг, страхования, банковских услуг и т.д.), а также налоговым и статистическим органам.
Упростить процесс способны облачные технологии, которые позволят предприятию направить свою отчетность в единую государственную базу данных, откуда каждый регулятор сможет получать информацию в соответствии со своей компетенцией, снижая нагрузку на предприятия и повышая привлекательность ведения бизнеса в РБ в целом.