Уже в младшей школе ребенок способен одолеть гораздо более сложные задачи, и у него начинают формироваться устойчивые навыки выполнения домашних обязанностей. Как только ребенок пошел в первый класс, нужны не возникающие время от времени поручения, а ежедневные дела.
Привычка — мощный стимул, а если домашние обязанности не будут регулярными и ожидаемыми, они не сделаются привычными. Для формирования привычки требуются триггер, рутина и вознаграждение. Когда присутствуют все три элемента, отдельные моменты "помощи родителям" превращаются в привычку. И нужна регулярность, чтобы привычка стала паттерном поведения.
Возьмем для примера мытье посуды. Триггер, побуждающий ребенка убрать за собой, — грязная тарелка в конце ужина. Рутина — очистить тарелку и поставить в посудомоечную машину, а награда — чувство гордости и уверенности в себе, которое приходит после хорошо выполненного дела.
Еще раз: речь идет не о материальном вознаграждении, не о деньгах или обещании купить игрушку или любимое лакомство. Подлинная награда — сознание хорошо проделанной работы.
Однако в правиле "без наград" есть место для исключений. Награда может быть веселой, может эффективно подхлестнуть ослабевшую мотивацию. Мой любимый пример — из книги Сидни Тэйлор "Семья как семья" (All-of a-Kind Family). Это история ортодоксальной еврейской семьи начала ХХ века, живущей в Нижнем Ист-Сайде на Манхэттене. Пятеро дочек по очереди выполняют все домашние обязанности, а когда девочкам до смерти надоедает приводить в порядок гостиную, их мать прячет в труднодоступных местах монетки: их удастся обнаружить только при очень добросовестной уборке. Сразу же вспыхивает интерес к делу, девочки наперебой рвутся убирать. Такую игру мать затевает время от времени, чтобы пробудить мотивацию, но не так часто, чтобы дочки могли рассчитывать на "причитающееся" вознаграждение.
Однажды я последовала этому рецепту с небольшой вариацией: сунула любимую игрушку сына, которую он до того долго и тщетно искал, в большую кучу вещей в детской и предложила хорошенько прибраться, обещая, что тогда игрушка непременно появится.
Сначала-то, когда я обнаружила его игрушку, я чуть было сразу же не объявила, что супермамочка — ура! — кое-что нашла: так хотелось порадоваться с ним вместе и похвастаться. Но если бы я так сделала, не было бы ни убранной комнаты, ни счастья открытия, которое пережил мой малыш, самостоятельно добравшись до игрушки.
Список домашних дел для детей 6-11 лет
Дети в начальной школе, с шести до одиннадцати лет, уже много всего умеют. Они понимают причинно-следственные связи и могут предугадать: если не положить белье в корзину, никакое чудо не сделает его чистым. Если не покормить собаку, бедолага будет скулить от голода. Дети уже готовы к таким делам по дому:
- чистка и резка овощей (предварительно обучите ребенка технике безопасности и не забывайте натачивать ножи: острый наделает меньше бед, чем тупой);
- стирка — весь цикл, от предварительной сортировки до раскладывания чистого белья по местам. Прикрепите листы с пошаговыми инструкциями на стиральную машину и сушилку — после того как проведете необходимые очные уроки, — чтобы ребенок всегда мог свериться, если что-то упустит из виду. Одна мама сообщила, что маркер легко пишет на поверхности стиральной машины и легко стирается, так что она пишет инструкцию прямо на машине;
- замена туалетной бумаги. И пусть ребенок сам решает, какой стороной к стене вешать рулон!
- накрывать на стол и убирать со стола;
- выполнять разные работы в саду: сгребать листья, полоть сорняки, приносить дрова;
- пылесосить и мыть пол;
- участвовать в составлении списка покупок.
Есть вопросы? Пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!