Различия в уровне зарплат бюджетников в разных регионах и даже муниципалитетах России просто огромны.
Вот официальные цифры Росстата за девять месяцев прошлого года. Средняя зарплата врачей в стране - 73,6 тысячи рублей, медсестер – 36, учителей школ - почти 38 тысяч рублей, воспитателей в детсадах – около 31 тысячи.
Казалось бы, все выглядит неплохо. Но это если не сравнивать регионы. Разница между ними просто невообразимая. Самый высокий уровень зарплат, как это удивительно, не в Москве. Хотя в столице они очень высокие: почти 140 тысяч у врачей и чуть больше 90 – у учителей. Но больше всего получают врачи и учителя на Чукотке: 187 и 94 тысячи рублей соответственно. Похожие зарплаты в Ямало-Ненецком и Ханты-мансийском округах.
Теперь сравните эти зарплаты с тем, что получают люди в депрессивных регионах. Например, врачи муниципальных медучреждений Алтайского края должны жить на 12 тысяч рублей в месяц, а учителя Дагестана – на 20.
Разница огромная: в 15 раз для врачей, в 5 раз – для учителей.
На мой взгляд, причина таких диспропорций в том, что наши чиновники пытаются реализовать правильные цели методами, которые, мягко говоря, вызывают вопросы.
Напомню, что Президент поставил цель довести зарплаты учителей до уровня средней по региону, у врачей вознаграждение должно быть в два раза больше. Если посмотреть статистку Росстата, то эта цель вроде достигается.
Вопрос какими методами.
Давайте разберем, как, например, формируется зарплата учителя средней школы на примере среднего региона, где уровень зарплат составляет среднероссийские 37 тысяч рублей.
В основе зарплаты оклад. В нашем среднем регионе он составляет 8 тысяч рублей. Голый оклад мало кто получает. К нему прибавляются коэффициенты за категорийность и за нагрузку (обычно учитель берет полторы, две ставки). В итоге средний оклад учителя в этом регионе составляет около 12 тысяч рублей. Теперь нужно превратить эти 12 тысяч в 37. Как это сделать? Для этого существуют компенсационные и стимулирующие надбавки.
Компенсационные надбавки даются за совмещение разных предметов, проверку тетрадей, классное руководство, работу в ночное время и т.д. Сюда же входят северные коэффициенты. В нашем среднем регионе благодаря этим надбавкам зарплата вырастает с 12 до 21 тысячи рублей. Осталось получить еще 16.
Дальше применяются стимулирующие надбавки. И тут начинаются бюрократия и откровенные манипуляции с цифрами. Чисто бухгалтерскими методами формируется фонд стимулирующих надбавок, который распределяется между учителями так, чтобы средняя зарплата была нужного размера. Размер надбавки конкретного учителя зависит от итогов его работы за месяц, сверх основных обязанностей. Это может быть участие в ЕГЭ, экскурсия в музей, фотоконкурс среди учеников, победа на олимпиадах и т.д. Есть еще и постоянные стимулирующие надбавки: молодым специалистам, или заслуженным учителям. В результате у того, кто просто честно делает свою работу, зарплата так и останется 21 тыс., а у того, кто вкалывает за пятерых, наберётся в районе 50 тыс. А средняя получится – те самые 37 тыс. из отчётов Росстата. У врачей похожая история.
Вся эта система приводит к нескольким негативным последствиям.
Первое – это диспропорции в зарплатах между регионами. В столице, в богатых нефтью и газом регионах зарплата выше среднероссийской в разы. Отсюда разница между Чукоткой и Алтаем. Но возникает вопрос: а что, учителя и врачи на Алтае меньше работают? Или их дело приносит меньше пользы стране? Они совершают великий подвиг: спасают людей, или обучают наши будущие поколения. Независимо от того, где они это делают, их подвиг меньше не становится.
Второе следствие: разница в зарплатах внутри региона. В отдаленных районах, в малокомплектных школах просто невозможно получать среднюю зарплату по региону. Потому что учеников 30 и как ни крутись, а больше 30 тетрадей проверять ты не будешь. В этих поселках нет музеев, куда можно сходить на экскурсию. У учеников нет фотоаппаратов, чтобы провести фотоконкурс. Отправить ребенка на олимпиаду могут себе позволить редкие родители. В итоге в крупных городах региона учителя могут получать и 50 тысяч, а в поселках – не набирают и 20, а то и вовсе вынуждены довольствоваться 12-13 тысячами. При этом качество жизни в поселках намного ниже, продукты стоят дороже и от совсем уж нищенского существования бюджетников спасает только личное подсобное хозяйство.
Третье следствие: чтобы обосновать надбавки учителя должны заполнять огромное количество отчетов и форм. Та же ситуация у врачей. В итоге они больше занимаются бюрократией, чем своими непосредственными обязанностями.
Наконец последнее: невероятная загрузка. Чтобы получать среднюю зарплату нужно работать с утра до ночи. Ни о каком качестве обучения, или медицинской помощи в такой ситуации говорить не приходится. Оттого мы видим вечно усталых, измотанных, срывающихся на детях преподавателей в школах и нервных, грубых равнодушных врачей. Люди измотаны настолько, что уже не в состоянии проявлять ни сострадание к пациентам, ни участие к родственникам, ни любовь к детям.
Как можно исправить эту ситуацию?
В первую очередь полностью сменить подход к работе бюджетников. Да, они должны получать зарплату не ниже средней по региону, но она должна состоять не на четверть, а на 100% из оклада за одну ставку. Надбавки должны выплачиваться сверху тем, кто действительно хочет работать больше обычного. Да это потребует значительного увеличения бюджетных расходов – минимум в два раза. Но эти вложения окупятся сторицей благодаря тому, что наши дети будут получать качественное образование, а пациенты – нормальную медицинскую помощь, независимо от региона, или муниципалитета. Деньги на эти цели изыскать можно, если, например, ввести прогрессивную ставку налога на доходы физических лиц, или отменить многочисленные льготы экспортерам сырья. Только две этим меры дадут до 2-3 трлн рублей в год, которых хватит на то, чтобы довести ставки учителей и врачей до средних по региону.
Нужно снизить разницу в зарплатах между бюджетниками разных регионов. Качество жизни, доступность услуг значительно отличаются. Зарплаты чукотских учителей как раз скорее оправданны: это удаленный регион с тяжелыми условиями жизни. Нет оправдания зарплатам в Алтайском крае, или Дагестане. Именно их нужно поднимать в разы, если не на порядок, чтобы учитель, или врач, где бы он не выполнял свой долг, получал достойное вознаграждение за свой труд.
Наконец, нашим чиновникам необходимо понять, что любой учитель, или врач, в любой точке страны не баллы зарабатывает, а выполняет великий подвиг: спасает жизни и учит будущие поколения ради блага всей страны. Нужно перестать грузить их отчетами, бумажной работой, освободить время для творчества, для более качественной работы.
Ставки слишком высоки. Мы входим в сложное время. Во всем мире меняется экономический уклад. На первое место выходят качество образования, умение работать с современными технологиями, рост продолжительности жизни людей, их здоровье и уровень жизни. Если мы отстанем в этих вопросах от других стран, то быстро окажемся на обочине мировой экономики.
Для нашей страны изменение подходов к финансированию бюджетной сферы становится одним из условий выживания в будущем.