В XV веке Европа переживала переходный период, связанный со сменой эпох. Средневековье уходило в прошлое, вот-вот готовилась к рождению эра рационализма - Новое время. Этот переходный период называют Эпохой Возрождения.
Количество гениев и талантов, живших в период Ренессанса и менявших образ мысли общества, его эстетические, этические, религиозные установки, понимание мира в целом, буквально зашкаливает. Происходила буквально революция духа.
И вот представьте - одним из таких людей был немецкий священник Николаус Клебс, более известный как Николай Кузанский (по названию своего родного городка Кус). Сын лодочника, он упорно шел к успеху - прошел все ступени тогдашнего образования, получил сан священника и сделал хорошую церковную карьеру.
При этом он был типичным представителем возрожденческого интеллектуального сословия, то есть имел обширнейшие познания в разных областях тогдашней науки, занимался математикой, знал древнюю философию, разбирался в государственном устройстве и, разумеется, был знатоком Библии. И он был философом.
Это значит - мыслил нестандартно. Свободная мысль философа разрушала все стереотипы. Как богослов и священник он должен был верить христианским канонам беспрекословно. Но как философ он не мог удержать свободный полет собственной мысли.
И вот до чего он додумался:
бог создал мир - это для него было несомненно. Бог - абсолютный максимум, это бесконечное. Однако мир, созданный им - конечен, ибо имеет начало и обретет свой конец. Бог и мир совпадают в том смысле, что бог является сущностью мира, он пронизывает собой все. То есть это позиция пантеизма.
И возникает вопрос: как бесконечный бог может быть сущностью конечного мира?! Одного-единственного? Как-то не вяжется такое соотношение, не?
И Николай Кузанский сделал вывод о том, что центра Вселенной нет. Бог - он же везде! В равной мере, так сказать. Нет центра. А ведь тогда церковь учила, что центром всего мира является наша Земля, вокруг которой все вращается. Это была каноническая космология в XV веке, поддерживаемая церковью. И тут является священник и заявляет, что это не совсем так. Вокруг Земли, может, Луна вращается, это так. Но и всё. Бесконечное множество миров возможно, понимаете? Созданных бесконечным богом.
Идея по тем временам была на миллион тонн тротила.
Кузанца спасло то, что он рассуждал все же очень умозрительно, ничего не утверждая точно. А вот через сто лет Джордано Бруно, развившего его идеи и четко и ясно продекларировавшего идею множественности миров, и что Земля не центр Вселенной - церковь элементарно сожгла на костре. Я была в Риме на этом месте, там сейчас стоит памятник.
Философская идея священника стала основанием для дальнейших размышлений ученых и мыслителей, которые чуть позже полностью перевернули представление об устройстве мира.
Читайте еще на моем канале:
Книга "История сексуальности" Мишеля Фуко
Каковы причины социальных конфликтов