Найти тему
Салават Вахитов

Художник Марат Марин

* АРХИВ БП *

Светлана Игнатенко. Ностальгия по идеальной красоте // Бельские просторы. – 2016. – № 2. – С. 128–129.

Марат Марин
Марат Марин

* * *

Марат Марин – талантливый и давно сложившийся художник, обладающий чётко выстроенной творческой программой, отражающей его ярко выраженное авторское мироощущение, синтезирующее эстетические реминисценции западноевропейской живописи ХV – начала ХХ веков и современного изобразительного искусства: речь идёт о творческом претворении характерных для второй половины ХХ века направлений – интеллектуального искусства 70-х – начала 80-х годов и искусства «новой романтики» 80–90-х.

 Пташка Рима. 2002, 2010. Холст, акрил, масло. 69х65
Пташка Рима. 2002, 2010. Холст, акрил, масло. 69х65

Эти реминисценции продиктованы как внутренними, духовными особенностями мировоззрения Марина, так и особыми условиями их последующего формирования и развития: имеются в виду и его ранние эстетические прерогативы – от декоративно-плоскостной предметности Поля Сезанна до композиционной структурированности и аналитики Павла Филонова – и более поздние влияния современных художественных течений и направлений – сюрреализма Сальвадора Дали, метафизики Михаила Шемякина и Андрея Геннадиева, гиперреализма Сергея Краснова. Творческое общение с Сергеем Красновым, в мастерской которого Марин работал в период с 1989 по 1992 год, сыграло в этом процессе роль основополагающую.

Странствие. 2001. Холст, масло. 60х60
Странствие. 2001. Холст, масло. 60х60

Его изначальное стремление к чёткой, уравновешенной, часто симметричной композиции, как и принципиальное тяготение к метафорическому осмыслению действительности и её «констатации» в предельно эстетизированных образах, привели к созданию стройной авторской концепции. Качественность живописи, вопросы профессионализма стали в ней положениями программными.

Мадам Баттерфляй. 2012. Холст, масло. 65х120
Мадам Баттерфляй. 2012. Холст, масло. 65х120

Немаловажную роль в вопросах профессионализма сыграли уроки, полученные в годы учёбы на кафедры архитектуры Нефтяного института у признанного рисовальщика, заслуженного художника Республики Башкортостан, профессора Валерия Мельникова, а ранее – у живописца и графика, члена Союза художников России, Почётного члена Британской Ассоциации искусств Рамиля Латыпова. Этими же особенностями продиктованы и жанровые прерогативы Марина: это натюрморт, портрет, пейзаж и архитектурно-фигуративная композиция.

Город жирафов. 2005. Холст, масло. 62х72
Город жирафов. 2005. Холст, масло. 62х72

Натюрморты апеллируют к симметричным, композиционно упорядоченным ранним голландским натюрмортам, где каждый предмет красив и самодостаточен как в пространстве композиции, так и на плоскости столешницы.

Рождественская фантазия. 2003. Холст, масло. 40х110
Рождественская фантазия. 2003. Холст, масло. 40х110

Все вместе предметы создают призрачный и изысканный мир таинственности и вселенской красоты. Используемый в большинстве натюрмортов в качестве фона пейзажный мотив (как правило, зимний, по-фридриховски пронзительный, ностальгический) своей снежной белизной и отточенной графичностью подчёркивает физические достоинства предметных и природных форм – чистоту и прозрачность стекла, тяжесть бронзы, хрустящую чистоту скатертей и салфеток, спелость груш, гранатов и вишен, праздничность красного вина.

Три сестры. 2001. Холст, масло. 85х68
Три сестры. 2001. Холст, масло. 85х68

«Усилителем» авторской ностальгии по совершенной, абсолютной красоте, апологетом её хрупкости и недолговечности звучит маленькая птичка (снегирь?), «порхающая» из одного маринского натюрморта в другой. Благородство колористических соотношений и отточенность линеарного ритма «усугубляют» эту композиционную уравновешенность.

 Гнездо орла. 2010. Холст, масло. 70х55
Гнездо орла. 2010. Холст, масло. 70х55

Той же ностальгией по идеальной красоте продиктована и эстетическая красота имперсональных по своей сути портретных образов Марина. Но они больше чем портреты. Это образы-эпохи, апеллирующие к давно минувшему, почти забытому и родственные своим «историзмом» его же метафизическим композициям, где главными героями становятся нереальные, загадочные города с домами-скалами, увенчанными жирафами, птицами, деревьями, с живущими в них дамами и кавалерами эпох великих французских королей.

Дама. 2002. Холст, левкас, масло. 65х65
Дама. 2002. Холст, левкас, масло. 65х65

Думается, большую роль в утверждении изначальной образно-тематической направленности творчества Марина сыграла и его творческая командировка в Италию, которую он совершил в 2004 году вместе с Сергеем Красновым.

Путешествие. 2004. Холст, масло. 80х60
Путешествие. 2004. Холст, масло. 80х60

Её результатом стали (а в некоторых случаях продолжились) такие концептуальные для него произведения, как «Город жирафов», «Бесконечные арабески», «Три сестры», «Пташка Рима» из серий «Переходный момент», «Галантные встречи», «Полночные фрески».

Венеция. 2012. Холст, левкас, масло. 70х70
Венеция. 2012. Холст, левкас, масло. 70х70

Искусство Марата Марина откровенно индивидуально: художником создан большой, цельный, гармоничный мир красивых, гуманистических образов, призывающих зрителей к добру, активной работе души, культуре памяти.

Дева,луна и Она. 2015. Холст, левкас, масло. 79x29
Дева,луна и Она. 2015. Холст, левкас, масло. 79x29

Марин – художник-эстет, художник-интеллектуал, последовательно и продуктивно развивающийся в рамках собственной художественной программы. Наблюдать за развитием его творчества, за предложенной нам художественной интригой – большое удовольствие.

 Мартовский сон винодела. 2001. Холст, масло. 80х27
Мартовский сон винодела. 2001. Холст, масло. 80х27
Прощание. 2014. Холст, левкас, масло. 65х73
Прощание. 2014. Холст, левкас, масло. 65х73

Справка о художнике

Марат Марин родился 31 марта 1968 года в г. Уфе. Художественное образование получил в Детской художественной школе № 2 (1982–1985) и на кафедре архитектуры Уфимского государственного нефтяного института (1986–1990). Живописец, график. С 1991 года – участник городских, республиканских, всероссийских, международных, зарубежных и групповых выставок. В 1991–1998 гг. – художник-оформитель Уфимского научного центра Уральского отделения Российской Академии наук. В 1996–1998 гг. сотрудничал с Башкирским книжным издательством «Китап».

 Хозяйка. 2012. Холст, масло. 85х55
Хозяйка. 2012. Холст, масло. 85х55

Дипломант Российской Академии художеств (2005, Москва – Красноярск, диплом за участие в академической передвижной выставке «Урал»). Обладатель Гран-при Елабужской триеннале, посвящённой 200-летию Отечественной войны 1812 года.

Свидание. 2002, 2013. Холст, левкас, масло. 65х73
Свидание. 2002, 2013. Холст, левкас, масло. 65х73

Произведения хранятся в Башкирском государственном художественном музее им. Михаила Нестерова (Уфа), Елабужском государственном музее-заповеднике (Татарстан), Московском музее современного искусства, Музее современного искусства Республики Башкортостан им. Наиля Латфуллина (Уфа), галерее Попечительского общества Лауэндбургской Академии художеств (Мёльн, Германия), Музее галереи графики (Скопие, Республика Македония), галерее Аллы Булянской (Моcква), в частных собраниях в России и за рубежом.

Предчувствие. 2014. Холст, левкас, масло. 70х65
Предчувствие. 2014. Холст, левкас, масло. 70х65
Замыслы. 2012. Холст, масло. 50х50
Замыслы. 2012. Холст, масло. 50х50
 Корабль. Памяти Николая Гумилёва. 2015. Холст, левкас, масло. 60х150
Корабль. Памяти Николая Гумилёва. 2015. Холст, левкас, масло. 60х150