* АРХИВ БП *
Светлана Игнатенко. Ностальгия по идеальной красоте // Бельские просторы. – 2016. – № 2. – С. 128–129.
* * *
Марат Марин – талантливый и давно сложившийся художник, обладающий чётко выстроенной творческой программой, отражающей его ярко выраженное авторское мироощущение, синтезирующее эстетические реминисценции западноевропейской живописи ХV – начала ХХ веков и современного изобразительного искусства: речь идёт о творческом претворении характерных для второй половины ХХ века направлений – интеллектуального искусства 70-х – начала 80-х годов и искусства «новой романтики» 80–90-х.
Эти реминисценции продиктованы как внутренними, духовными особенностями мировоззрения Марина, так и особыми условиями их последующего формирования и развития: имеются в виду и его ранние эстетические прерогативы – от декоративно-плоскостной предметности Поля Сезанна до композиционной структурированности и аналитики Павла Филонова – и более поздние влияния современных художественных течений и направлений – сюрреализма Сальвадора Дали, метафизики Михаила Шемякина и Андрея Геннадиева, гиперреализма Сергея Краснова. Творческое общение с Сергеем Красновым, в мастерской которого Марин работал в период с 1989 по 1992 год, сыграло в этом процессе роль основополагающую.
Его изначальное стремление к чёткой, уравновешенной, часто симметричной композиции, как и принципиальное тяготение к метафорическому осмыслению действительности и её «констатации» в предельно эстетизированных образах, привели к созданию стройной авторской концепции. Качественность живописи, вопросы профессионализма стали в ней положениями программными.
Немаловажную роль в вопросах профессионализма сыграли уроки, полученные в годы учёбы на кафедры архитектуры Нефтяного института у признанного рисовальщика, заслуженного художника Республики Башкортостан, профессора Валерия Мельникова, а ранее – у живописца и графика, члена Союза художников России, Почётного члена Британской Ассоциации искусств Рамиля Латыпова. Этими же особенностями продиктованы и жанровые прерогативы Марина: это натюрморт, портрет, пейзаж и архитектурно-фигуративная композиция.
Натюрморты апеллируют к симметричным, композиционно упорядоченным ранним голландским натюрмортам, где каждый предмет красив и самодостаточен как в пространстве композиции, так и на плоскости столешницы.
Все вместе предметы создают призрачный и изысканный мир таинственности и вселенской красоты. Используемый в большинстве натюрмортов в качестве фона пейзажный мотив (как правило, зимний, по-фридриховски пронзительный, ностальгический) своей снежной белизной и отточенной графичностью подчёркивает физические достоинства предметных и природных форм – чистоту и прозрачность стекла, тяжесть бронзы, хрустящую чистоту скатертей и салфеток, спелость груш, гранатов и вишен, праздничность красного вина.
«Усилителем» авторской ностальгии по совершенной, абсолютной красоте, апологетом её хрупкости и недолговечности звучит маленькая птичка (снегирь?), «порхающая» из одного маринского натюрморта в другой. Благородство колористических соотношений и отточенность линеарного ритма «усугубляют» эту композиционную уравновешенность.
Той же ностальгией по идеальной красоте продиктована и эстетическая красота имперсональных по своей сути портретных образов Марина. Но они больше чем портреты. Это образы-эпохи, апеллирующие к давно минувшему, почти забытому и родственные своим «историзмом» его же метафизическим композициям, где главными героями становятся нереальные, загадочные города с домами-скалами, увенчанными жирафами, птицами, деревьями, с живущими в них дамами и кавалерами эпох великих французских королей.
Думается, большую роль в утверждении изначальной образно-тематической направленности творчества Марина сыграла и его творческая командировка в Италию, которую он совершил в 2004 году вместе с Сергеем Красновым.
Её результатом стали (а в некоторых случаях продолжились) такие концептуальные для него произведения, как «Город жирафов», «Бесконечные арабески», «Три сестры», «Пташка Рима» из серий «Переходный момент», «Галантные встречи», «Полночные фрески».
Искусство Марата Марина откровенно индивидуально: художником создан большой, цельный, гармоничный мир красивых, гуманистических образов, призывающих зрителей к добру, активной работе души, культуре памяти.
Марин – художник-эстет, художник-интеллектуал, последовательно и продуктивно развивающийся в рамках собственной художественной программы. Наблюдать за развитием его творчества, за предложенной нам художественной интригой – большое удовольствие.
Справка о художнике
Марат Марин родился 31 марта 1968 года в г. Уфе. Художественное образование получил в Детской художественной школе № 2 (1982–1985) и на кафедре архитектуры Уфимского государственного нефтяного института (1986–1990). Живописец, график. С 1991 года – участник городских, республиканских, всероссийских, международных, зарубежных и групповых выставок. В 1991–1998 гг. – художник-оформитель Уфимского научного центра Уральского отделения Российской Академии наук. В 1996–1998 гг. сотрудничал с Башкирским книжным издательством «Китап».
Дипломант Российской Академии художеств (2005, Москва – Красноярск, диплом за участие в академической передвижной выставке «Урал»). Обладатель Гран-при Елабужской триеннале, посвящённой 200-летию Отечественной войны 1812 года.
Произведения хранятся в Башкирском государственном художественном музее им. Михаила Нестерова (Уфа), Елабужском государственном музее-заповеднике (Татарстан), Московском музее современного искусства, Музее современного искусства Республики Башкортостан им. Наиля Латфуллина (Уфа), галерее Попечительского общества Лауэндбургской Академии художеств (Мёльн, Германия), Музее галереи графики (Скопие, Республика Македония), галерее Аллы Булянской (Моcква), в частных собраниях в России и за рубежом.