Часто можно услышать, что «красота в глазах смотрящего». И это в определённом смысле действительно так. Из чего делается далекоидущий вывод о том, что красота субъективна. А это не соответствует действительности! Поскольку в контролируемых научных исследованиях удаётся установить взаимосвязь между определёнными факторами красоты и привлекательностью человека [1]. И сейчас мы эти исследования рассмотрим, поскольку они помогут вам манипулировать своей внешностью и поведением для привлечения желаемого внимания. Но тот факт, что красота объективна, даже не требует экспериментального подтверждения. Поскольку он следует из самого определения термина «привлекательность».
Привлекательность ‒ это способность привлекать как можно больше внимания. И поэтому, чем больше внимания способен привлекать человек, тем более он привлекателен. А для этого его внешность и поведение должны соответствовать представлениям о красоте как можно большего числа людей. И именно в этом смысле красота объективна. Поскольку есть внешние и поведенческие признаки, коррелирующие, в кросскультурных исследованиях [2], с количеством позитивных оценок привлекательности индивида. Например, таким фактором является количество подкожного жира [3]. При этом, наверняка, есть люди, предпочитающие людей с ожирением. Точно так же, как есть люди, предпочитающие безногих людей. Но это не значит, что быть жирным так же красиво, как быть стройным, а безногим ‒ как быть «ногастым».
Бодипозитив
Из сказанного выше можно предположить, что автор статьи шовинист, сексист, расист и вообще мразь белый гетеросексуальный мужчина. Но это не так! Я ни в коем случае не призываю оскорблять или унижать кого-то на основании его внешности или каких-то других недостатков. Больше того, мне откровенно импонирует идея бодипозитива. Точнее то, чем она была изначально. Когда людям пытались помочь исправить недостатки своей внешности с помощью психологической поддержки. Которая должна была помочь преодолеть комплексы, нормализовать диету и режим двигательной активности. Поскольку издевательства не мотивируют людей становиться лучше. Напротив, они стесняются ходить в спортивный зал и начинают больше сидеть перед телевизором с булкой в руке [4]. И поэтому идея бодипозитива совершенно прекрасна! Но ничего так не портит идею, как её последователи. Ввиду чего бодипозитив превратился в идеологию самооправдания и поощрения нездорового образа жизни [5]. Одним из постулатов которого является отрицание объективности красоты.
Красота объективна
Объективность красоты обусловлена эволюцией. Потому что красота ‒ это, прежде всего, отражение репродуктивного потенциала индивида [6]. И именно поэтому привлекательность обусловлена, как внешней красотой человека, так и его поведением. Например, фактором привлекательности является уверенность в себе [7], [8]. Поскольку, чем более человек в себе уверен, тем более, при прочих равных, он привлекателен. Что вполне рационально! Ведь уверенность в себе положительно сказывается на состоянии здоровья человека [9] и его социальных и экономических достижениях [10]. А заводить детей лучше со здоровым и богатым, чем с бедным и больным! То есть давайте зафиксируем, что красота ‒ это фактор эволюционного отбора наиболее привлекательного партнёра для репродукции.
«Внешность женщины ‒ её судьба»
Американская писательница Джойс Кэрол Оутс утверждала, что «внешность мужчины не имеет большого значения, а внешность женщины ‒ её судьба» [11]. Что не совсем соответствует действительности. Поскольку внешность мужчины влияет и на его сексуальную привлекательность [12], и на успехи в карьере [13]. Но, действительно, для женщин главными факторами привлекательности являются молодость и красота, а для мужчин ‒ социальный статус и богатство [14]. Причём именно привлекательности! Поскольку именно эти факторы наиболее существенно влияют на экспрессию дофамина, норадреналина, серотонина и адреналина у наблюдателей. А именно этими нейротрансмиттерами и обусловлено чувство влюблённости [15].
Формулы красоты
Индекс массы тела (ИМТ) = вес тела в кг / рост2 в метрах
Соотношение груди к талии (СГТ) = окружность талии (см) / окружность груди (см)
Соотношение талии к бёдрам (СТБ) = окружность талии (см) / окружность таза (см)
Факторы красоты женского тела
Наиболее привлекательным значением ИМТ для женщин в современных индустриальных обществах является коэффициент 18‒19 [16]. А наиболее привлекательным значением СТБ является коэффициент 0,7 [12]. Достичь чего и в том, и в другом случае можно с помощью женской диеты и женских программ тренировок. А вот грудь тренировками увеличить не получится. Хотя её размер тоже является фактором привлекательности женского тела. О чём я подробно рассказывал в одной из предыдущих статей под названием «размер имеет значение». И да, всё это обусловлено объективными биологическими причинами [17]. Поскольку ИМТ, СТБ и размер груди являются факторами репродуктивного потенциала.
Факторы красоты женского лица
К ним относится большое количество факторов. Например, симметрия, типичность черт лица для популяции, «женственность» и многое другое [2]. Но фактором красоты лица, которым легче всего манипулировать, является кожа. Сохранить молодость и упругость которой помогают, прежде всего, кардио тренировки [18], а также различные крема и прочие маски для лица. Но, кроме всего прочего, на красоте кожи сказывается её цвет. Поскольку кожа с жёлтым оттенком свидетельствует в пользу высокого уровня здоровья. Поэтому добавление в рацион каротиноидов (морковь, тыква) положительно сказывается на привлекательности лица [19]. Ну и, конечно, самым простым способом повышения собственной привлекательности является улыбка [20].
Факторы красоты мужского тела
Одним из наиболее существенных факторов привлекательности мужского тела является рост [21]. И он, в основном, обусловлен генетикой [22]. Хотя ± несколько сантиметров зависят и от образа жизни подростка [23]. Поэтому детям и подросткам настоятельно рекомендуется использовать детскую диету и тренировки для детей, соответствующие их возрасту. Но также важными факторами привлекательности являются ИМТ и СГТ. Наиболее привлекательными значениями которых, для мужчин, являются 26 и 0,7, соответственно [24]. И повлиять на них можно в любом возрасте! Поэтому даже, если вы успели себя «запустить», вы всегда можете воспользоваться мужской диетой и программой тренировок по бодибилдингу.
Факторы красоты мужского лица
К ним также относятся симметричность, типичность черт лица для популяции, «мужественность» и многое другое [25]. И, на самом деле, на красоте лица отражается и красота тела. Поскольку жировые отложения уродуют не только тело, но и лицо [26]. Что, между прочим, справедливо и в отношении женщин. Так же, как в их отношении справедливо и влияние на красоту здоровья полости рта [27]. Потому что красивые зубы ‒ это объективный фактор красоты. Но, в целом, как-то существенно повлиять именно на красоту лица, можно с помощью стилиста или, в особенно запущенных случаях, пластического хирурга. А так, спорт, диета, каротиноиды и банальная гигиена уже помогут вам стать лучшей версией себя!
Источники
[1] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3707967/
[2] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3130383/
[3] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1689653/
[4] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5614448/
[5] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4386524/
[6] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3210352/
[7] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5937628/
[8] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3603361/
[9] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC194072/
[10] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2678750/
[11] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3013263/
[12] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4892674/
[13] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3661660/
[14] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4911849/
[15] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1764845/
[16] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4050298/
[17] pop-science.ru/sekret-zhenskoj-krasoty
[18] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4340807/
[19] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2780675/
[20] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4439690/
[21] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1634963/
[22] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4266869/
[23] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3275599/
[24] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3510069/
[25] pop-science.ru/muzhskaya-privlekatelnost
[26] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4174174/
[27] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3652369/