Однажды я услышала фразу, не знаю, кому она принадлежит, но с тех пор делю людей согласно ей: кто-то приходит в этот мир, чтобы просто жить, а кто-то для того, чтобы стать заложником своего таланта и служить ему всю земную жизнь. Молодой художник Ованнес Гюлумян, на мой взгляд, относится к последним. Родился в 1982 году в Армении. Учился в Детской школе искусств им. Х. Коджояна. Закончил Ереванский государственный художественный колледж им. Ф. Терлемезяна. Работал в Ассоциации интеграции инвалидов, занимался с детьми терапией через искусство, преподавал рисунок в Чехии, был художественным руководителем по костюму, гриму и декорациям в Ереванском государственном молодежном экспериментальном театре. Его работы находятся в частных коллекциях, а также были опубликованы в некоторых изданиях. Недавно в московском Доме Поэта прошла персональная выставка Ованнеса Гюлумяна.
Ованнес Гюлумян по жизни наблюдатель и философ. Сразу невозможно определить, кто же этот скромный, с красивыми армянскими глазами парень по профессии, потому что поговорить с ним можно абсолютно на любую тему. Ованнес не выпячивает свой талант и не представляется художником, он — наблюдатель (что есть прекраснее и завораживающе, чем наблюдать этот мир?!) Ованнес тонко чувствует людей и принимает их такими, какие они есть, без клише.
А затем рождаются фантастические шаржи, поражающие фотографическим сходством и пугающие откровенностью — ибо на бумаге мы видим то, что пытаемся в себе сокрыть: это наши страхи, это наши раны, это черты, которые мы в себе отрицаем. Рождаются живописные портреты, каждый из которых летопись отдельной судьбы, струящаяся через глаза, позы, жесты героев Ованнеса Гюлумяна.
«Настоящий портрет можно написать только тогда, когда сложится диалог с внутренней сутью человека», — утверждает мастер палитры, а работы знакомят ценителей художественного искусства с Избранными Ованнеса Гюлумяна. Его картины несут в себе точку, в которой он "застал" человека, или свою личную фантазию, но от этой "точки сборки" они дальше трансформируют и передают эту трансформацию, как формулу жизненного пути на будущее. То, что он делает, можно назвать психологическим портретом. А в иных случаях и психотерапевтическим.
Рождаются теплые пейзажи и натюрморты, в которых, казалось бы, так мало биографичности, привязки к какой-либо земле, стране, но между тем так трудно не согласиться с ощущением, которым невольно проникаешься: этот легкий воздух и свет могут трепетать где угодно, но они созвучны с вибрациями души, а эти земли, в какой бы части планеты они ни были, принадлежат Всевышнему, который щедро дарует нам красоту, чтобы мы почувствовали себя его любимыми чадами и поверили, что рай существует — он в нас, как, впрочем, и ад.
Для работ Ованнеса характерно наличие элементов орнаментализма, подчеркивающего символизм его картин. И в этих, — кажущихся на первый взгляд, — немотивированных элементах (чаще всего это фрагменты фона), находит отражение мифологическое мышление художника, нарративность, совокупность представления о внешнем и внутреннем мире. Каждая точка, каждый штрих орнамента содержат в себе глубокий смысл, образуя со смыслом основного сюжета гармоничную целостность.
Ованнес Гюлумян работает в разных жанрах и техниках. Портретист, карикатурист, шаржист. Пишет маслом, акрилом, тушью, карандашом. Графика, иллюстрации, скульптура, витраж, театральные декорации, сценография. Ованнес может одновременно работать над несколькими картинами на разные темы, что является большой редкостью для художников — обычно они пишут одну и пока не закончат, редко принимаются за другую. Он постоянно в поисках новых форм выражения. Пишет чувствами и эмоциями, не разумом. Его картины — миф о будущем, опирающийся на, казалось бы, исчерпанные, но отличающиеся силой корней, формы прошлого. Он метаметафоричен в картинах. Его работы можно назвать изобразительной поэзией.
Ованнес, не отрываясь от земли, создает другие вселенные с их тайнописями, которые открываются избранным. Философия и мифология. Сколько же миров звучат и мерцают в пространствах его вселенных? На этот вопрос ответит ваша душа. Т-с-с, только прислушайтесь…
Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН