Единственный недостаток этой картины - среди изобилия трудно заметить котиков. Но мы найдём
Это картина "Райский сад и грехопадение Адама и Евы" из музея Маурицхёс (Гаага). Над ней работали два художника - Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Старший (по прозвищу Бархатный).
Они были самыми знаменитыми художниками в Антверпене и, вместо того чтобы стать заклятыми врагами, стали сотрудничать. Вместе они создали около двух десятков картин.
Они были очень разными художниками. И каждый на совместных полотнах писал то, в чём был силён.
Разумеется, Рубенс отвечал за пышущие здоровьем человеческие фигуры. Адам и Ева - его рук дело.
Брейгель славился умением изображать пейзажи, животных и выписывать мельчайшие детали на натюрмортах. За всю разнообразнейшую флору и фауну на этой картине отвечал Брейгель.
В райском саду Брейгель изобразил и животных, которые были отлично знакомы европейцам (например, лошадей и собак)...
...и диковинных зверей и птиц - павлина, верблюдов, слонов, льва, тигра и леопарда.
Некоторых экзотических животных художник мог видеть (и зарисовать) в зоологическом саду. А некоторых - подсмотреть на картинах других художников.
Разнообразные животные и растения на картине про рай нужны прежде всего для того, чтобы изобразить невероятное изобилие. Но в некоторых из них любопытный зритель может увидеть зашифрованные смыслы. Так, обезьяна символизирует человеческие пороки и глупость, а виноград - это своеобразный "анонс" новозаветных событий: Тайная вечеря с вином и искупительная смерть Христа (виноград рифмуется ещё и с кровью).
Котики, кстати, тоже могут означать грехи и пороки, символизировать дьявола. Но, скорее всего, они тут просто для юмора. И для красоты, конечно:)
Вот первый:
Кажется, лев несколько огорчён тем, что другие звери обратили внимание на какого-то там кота, а не на него.
А вот и второй - он несколько теряется на фоне яркого павлиньего хвоста:
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Кошачий барбершоп на картине 17-го века